Галереи

КОЛЛЕКЦИЯ ТАТЬЯНЫ ЛЕОНИДОВНЫ БОЛЫЧЕВОЙ «АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН. ЛЕТОПИСЬ ЭПОХИ»

By Vasilyeva Svetlana

November 25, 2010

Выставочная программа XVII Фестиваля «Арт-ноябрь» связана с именем АнтонаГригорьевича Рубинштейна и предлагает вниманию зрителей две выставки: «АнтонГригорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи» в Институте искусствознанияи «Пространство А.Г.Рубинштейна» в Доме-музее М.И.Цветаевой.Куратор выставок: арт-директор Фестиваля Натэлла Войскунская.

Монографическая выставка «Антон Григорьевич Рубинштейн. Летопись эпохи» —исключительное явление не только в насыщенной музыкальными событиями жизниФестиваля, но и в культурной жизни Москвы. В основе академичной по своемузамыслу экспозиции – коллекция москвички Татьяны Леонидовны Болычевой.Экспозиция позволяет проследить жизнь и творчество великого музыканта, чьямногогранная деятельность преобразила музыкальную жизнь России и всего мира,составив – без преувеличения – летопись эпохи, названной «эпохой Рубинштейна».Каждая летопись нуждается в своем летописце. Им стала сотрудник Библиотекииностранной литературы Татьяна Леонидовна Болычева.Когда-то в далёком 1949 году она впервые услышала оперуА.Рубинштейна «Демон», музыка которой потрясла её настолько, что захотелосьуслышать другие произведения композитора, а также побольше узнать о самомвеликом музыканте, так много сделавшем для музыкальной России и потомпочти забытом. С энтузиазмом настоящего коллекционера-исследователя ТатьянаЛеонидовна начала свои походы по нотным и букинистическим магазинам,библиотекам и музеям.Постепенно об интересе Болычевой к Антону Рубинштейну узнали не толькоее родственники и друзья. В ней рано проявились черты истинного коллекционера,собирателя, просветителя: искренняя бескорыстная заинтересованность; осознаниесвоего предназначения; максимализм, т.е., стремление«объять необъятное»;жажда познания; полное слияние с «заветным образом». Казалось, у нее в рукенить Ариадны: жизнь свела её со многими заинтересованными людьми, каждыйиз которых обладал рядом артефактов, связанных с жизнью и творчеством АнтонаГригорьевича Рубинштейна, но только Татьяне Леонидовне суждено было создать,вернее, воссоздать из множества разрозненных документов, фотографий, афиш,партитур… подлинную летопись жизни великого музыканта. Она была знакома справнучкой Антона Григорьевича В.Б. Можанской, которая поделилась с Болычевойоставшимися семейными сокровищами. Петергофский краевед В.А. Гущин подарилматериалы, связанные с жизнью Рубинштейнов в Петергофе, а ленинградскийколлекционер И.Б. Семёнов передал ей вообще все имевшиеся у него материалы,связанные с Рубинштейном. Кишиневский музыковед, член Союза композиторовСССР и Молдовы, шефствовавший над школой им. А.Г. Рубинштейна в с. Выхватин-цы, З.Л. Столяр поведал много нового о семье композитора. Прошли годы, и вотизвестный исследователь творчества А.Г. Рубинштейна профессор Ленинградскойконсерватории Л.А. Баренбойм первым назвал Т.Л. Болычеву «рубинштейноведкой», чемвдохновил ее на дальнейшие исследования.Естественно желание «поименно назвать» всех, кто помогал создавать коллекцию…Это и редактор издательства «Музыка» И.С.Уварова, редактировавшая московскиеиздания Л.А.Баренбойма, в том числе и его работы об Антоне ГригорьевичеРубинштейне: она передала Т.Л.Болычевой все имеющиеся материалы о композиторе(образовавшиеся дубликаты пополнили Музей А.Г.Рубинштейна на его родине в с.Выхватинцы).

Большую помощь оказывали и оказывают сотрудники Петербургскойконсерватории А.В.Грушевая, А.П.Григорьева, Т.А.Хопрова, Э.С.Барутчева,член общества «Возрождение Петергофа» В.П.Гончарова; зав. информационно-библиографическим отделом Московской консерватории Ю.А. Степанова, сотрудницаэтого же отдела В.В.Ильева; зав. музеем Консерватории Е.Л.Гуревич; зав. отделомрукописей Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки Н.Ю. Тартаковская. Зав.отделом каталогизации Библиотеки иностранной литературы Е.Р.Дроздова, по служебнымделам оказавшаяся в Германии, привезла из Лейпцига неизвестные материалы о дружбеРубинштейна с виолончелистом Ю.Кленгелем.

Татьяне Леонидовне очень повезло, что она работала в Библиотеке иностраннойлитературы, куда поступают книги на разных языках, в том числе нашлись ипубликации о Рубинштейне – человеке мира, объездившем с концертами всю Европуи США. Профессия библиотекаря безусловно сказалась и на абсолютно грамотномподходе к собираемому материалу – его классификации и хранении.

Так за многие годы поисков постепенно собралась обширная коллекция, основнаячасть которой представлена на выставках в рамках Фестиваля искусств «Арт-ноябрь». О качестве каждой коллекции свидетельствует ее востребованность.Следует отметить, что собранные Т.Л. Болычевой материалы пользуютсяпостоянным спросом и у музыкантов-профессионалов, и у любителей музыки, аих немало среди зрителей и слушателей Фестиваля «Арт-ноябрь». В Институтеискусствознания выставлены многочисленные документальные материалы,касающиеся прежде всего жизни музыканта-вундеркинда, начиная с детских лет идо самой его кончины. В центре экспозиции – прижизненный живописный портретмаэстро кисти Петра Петровича Соколова. По фотографиям можно проследить, какменялся облик Рубинштейна с юных лет до поры творческой зрелости, именно таким– по-бетховенски мощным и вдохновенным – знаем мы Рубинштейна по портретамВ.Г.Перова, И.Е.Репина, М.А.Врубеля. Но летопись жизни, естественно, включаети семью великого музыканта – родителей, жену, детей, внуков и правнуков, и совсеми можно познакомиться на выставке. Не позабыта и сценография некоторыхопер Рубинштейна, среди которых выделяется «Демон», представленный в отличныхлитографиях. Летопись эпохи А.Г. Рубинштейна – это его окружение, друзья-композиторы и музыканты, многочисленные ученики… Несомненно, вызоветинтерес воспроизведенная в укрупненном масштабе работа известного литографа А.Мюнстера по рисунку А.Лебедева «1860 г. Музыкальный вечер у А.Г. Рубинштейна»со всеми «расшифрованными» участниками этого soiree.В Доме-музее Марины Цветаевой экспонируются личные вещи АнтонаГригорьевича Рубинштейна, подлинные рукописи и фотографии: печатка, которуюон подарил своей будущей жене; маленький чемоданчик-сундучок с монограммойвеликого музыканта, подаренный восторженными хористками в Вене; прижизненныеиздания партитур, фотографии маэстро разных лет, его визитная карточка, памятныемедали, выпущенные к его юбилеям.

Время идёт. Найти что-нибудь новое – совсем не просто. Но сюрпризыпродолжаются. Кто-то услышал по радио или по телевизору заветное имя, в связис которым всплывает какое-нибудь малоизвестное событие; кто-то в шкафу нашелполузабытую книгу о музыке; у кого-то в старом альбоме нашлась фотографияисполнителя или случайно сохранилась программка давнего концерта; кто-товспомнил, что в детстве учился играть на фортепиано и, порывшись в нотах,обнаружил рубинштейновское сочинение… Кто-то поехал в командировку, кто-то уехал в другую страну – и привез из дальних мест музыкальный привет Татьяне

Леонидовне Болычевой. Всё потихоньку стекается в одно место – в ее маленькуюоднокомнатную квартиру, где настоящий хозяин – Антон Григорьевич Рубинштейн,где Татьяна Леонидовна Болычева будет вести с вами разговор об АнтонеГригорьевиче так, как если бы он был рядом … Именно здесь «пишется» летописьэпохи великого музыканта.

Спонсоры выставки Фонд «ГРАНИ» – Foundation “GRANY. Art-Crystal-Brut” и

Галерея АСТИ