— Александр, этот год оказался для Вас на редкость удачным. Вы представили на российском телеканале «Культура» фильм «Дуновение века», выпустили первых студентов факультета менеджмента моды МГУ, состоялась триумфальная выставка в Антверпене…
— И не только. Еще было «Лебединое озеро», в котором я работал с Яном Фабром – одним из самых успешных и известных на сегодня хореографов мира.
— Может быть, с него и начнем?
— Может быть… Это был так называемый концептуалистский спектакль, в котором всё было не так, как всегда. Во-первых, кратко, часть действия шла вообще без музыки. Кроме того, на сцене были чучела животных, которым вообще Ян Фабр уделяет особое внимание.
— Лебедям?
— Всяким.
— Почему?
— Ну, такая же концепция – связано как-то с жизнью после смерти, с превращением людей в животных…
— А музыки-то почему не было?
— Ну я же Вам говорю – концепция такая. Там много чего было придумано, а многое убрано. По сцене бегал некий карлик-доктор и разглядывал всех дам под юбками. Один раз господин Фабр и вовсе предложил танцовщикам показаться спереди, в известном виде, перед публикой, но тут уж они отказались. Антракта не было – всё уместилось в неполных два часа, многие танцы даже были убраны. Во время репетиций маэстро Фабр попросил воздвигнуть пирамиду на сцене, с вершины которой он руководил бы процессом постановки.
— Ваше оформление ему понравилось?
— Быть может, вначале он и был как-то насторожен, но потом сказал: «А вы, Васильев, вообще-то ничего…».
— Спектакль имел успех?
— Успех был оглушительным.
— А Ваша выставка?
— Это собрание моих костюмов и аксессуаров, которое было представлено в старой церкви в Антверпене благодаря содействию моих русских друзей в Бельгии. Выставка была посвящена 300-летию русской моды, поэтому экспозиция оказалась весьма внушительной.
— Где же Вы всё это храните?
— Ну, разумеется, моя квартира маловата для такого собрания, которое, конечно, более скромное, чем в Музее моды и костюма в Париже, но, тем не менее, насчитывает более четырех тысяч предметов. Всё хранится в специальном месте при специальной температуре, в контейнерах, куда не проникает моль – главная гибель для платья. Поддерживается нужная температура. И, конечно, всё застраховано.
— Почему бы не показать такую выставку в России?
— Пока еще нет условий, хотя я мечтаю создать здесь музей моды.
— Кажется, Вы сейчас работаете и над новой книгой о моде…
— Да, это так. Это монография «150 лет русской моды» – настоящий фолиант, в котором будет почти тысяча фотографий и немало текста.
— 150 лет – а почему не те же 300?
— Книга говорит о моде в фотографиях, а ее век, как Вы понимаете, короче, чем век моды.
— Вы создали уникальный фильм «Дуновение века» по собственной книге «Красота в изгнании» – о русском балете, русских кинозвездах и моделях в эмиграции…
— Правда… Хроника – из фондов Патэ, а также предоставленная племянником покойного Франсуа Миттерана, который снял замечательный фильм о королевских домах Европы и о доме Романовых тоже. Ну а актрисы и модели… многих я просто знаю или знал лично, они – мои подруги. Мой фильм был номинирован на «ТЭФИ» и хотя не получил приз, но номинация – тоже неплохо, не правда ли?..
— Действие фильма заканчивается 30-ми годами, хотя история русской эмиграции продолжалась и дальше.
— Возможно, у фильма будет продолжение. Это зависит от канала «Культура», которому он принадлежит. Сейчас идут переговоры. Возможно, «Дуновение» появится и на видеокассетах.
— Довольны Вашими московскими студентами?
— Да. Я долго об этом мечтал – создать учебное заведение в России. Это получилось, состоялся первый выпуск, и я должен сказать, что мои студенты (в основном это были студентки) ушли с факультета иными, нежели были, когда пришли. Это приятно. Теперь уже обучается второй набор. Число студентов растет, появились и молодые люди тоже. Мода – это ведь вовсе не только для женщин.
— Учиться дорого?
— Это недешево, но многие учебные заведения стоят значительно дороже.
— Вы преподаете только в России?
— Ну что Вы!.. По всему миру. Вот недавно впервые в жизни съездил в Австралию, где не только преподавал, но и устроил выставку, и вообще был принят удивительно тепло. И вдобавок покатался на слоне.
— А на жирафе?
— Это, наверное, в будущем. Я теперь туда периодически езжу.
— Я знаю, что Вы потрясающий коллекционер людей…
— Увы, многие из моей «коллекции» уже ушли в мир иной. Кто-то еще остался, надо успеть поймать. Правда, я не могу всё время уделять этим встречам, так как надо работать, а мои подруги из XIX века часто говорят мне – ну почему вы не приезжаете, вы нас совсем забыли, нехорошо, приезжайте, выпьем шампанского – где-нибудь на Лазурном берегу или в Бразилии.
— Такая жизнь утомительна?
— А что делать?.. Иначе ничего не получится. Я сплю по пять часов в сутки; долгое время не осваивал компьютер, но сейчас пришлось. Мне помогает знание шести языков и то, что я привык работать с детства. Первые мои годы в Париже были очень тяжелыми, и лишь мамино воспитание – в постоянном труде, а не в пустой праздности – помогло мне выдержать и состояться. Это удалось далеко не всем. Ведь надо быть в состоянии все время поддерживать к себе интерес, а значит, всё время что-то делать, создавать что-то новое. Многие из русских эмигрантов принуждены были вернуться в Россию, ибо их карьера на Западе перестала быть успешной.
— Вы не жалуетесь?
— Не жалуюсь. Даже напротив. Я очень многое хотел бы поставить в России, поработать с театрами, но меня не хотят. Я сделал лишь два спектакля – «Гофман» во МХАТе и «Грезы любви» в Театре эстрады. Но теперь здесь больше не грезят и меня не зовут. Раньше говорили, что очень молодой. Но и теперь ситуация, по большому счету, не изменилась. Многие завидуют, конечно, потому что я многое успеваю; говорят, как это так – Васильев и там, и тут, и здесь тоже… Ну а им-то кто или что мешает?..
— Когда-нибудь приходится всё же отдыхать?
— Ну, когда я сплю или езжу в Венецию. Я мечтаю купить там квартиру, но это очень дорого. Это не город. Венеция – это сказка. И очень дорогая!..
Александр ШУНДРИН