• АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ родился 8 декабря 1958 года в Москве в известной театральной семье. Его Отец, Народный художник России, член корреспондент Академии Художеств, Александр Павлович Васильев (1911 - 1990) прославился как талантливый живописец и создатель декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и иностранной сцене. В частности, его блестящие оформления украсили сцены Художественного, Малого и Большого театров. Его Мать, профессор Татьяна Ильинична Васильева, урождённая Гулевич, драматическая актриса и преподаватель, студийка первого выпуска Школы-Студии МХАТ, происходит из старинной западно-белорусской семьи. Род Васильевых, потомственных купцов 11 гильдии подмосковного города Коломны идет от почетного гражданина П.П. Васильева, женившегося на дворянке-бесприданнице О.В. Чичаговой, происходившей из семьи морских министров Екатерины Великой и Александра 1, известных сражениями в Русско-шведской войне и при переправе Наполеона через Березину.
• Дед Александра Васильева был морским офицером и статским советником, обладавшим к тому же исключительным тенором. В предреволюционные годы Васильевы жили в Самаре, Павел Петрович Васильев был инспектором Волжского пароходства. Родственными узами Васильевы были связаны с талантливой русской интеллигенцией: сестра П.П. Васильева, - Екатерина - стала женой знаменитого художника Михаила Нестерова, другая сестра - Наталья - женой хирурга Императорской ставки Александра Козловского, третья сестра - Ольга - вышла замуж за тенора Дягилеевской антрепризы Ивана Варфоломеева. 
• Отец Александра Васильева получил свое художественное образование в Москве, став столичным театральным художником. Дядя А. Васильева - Петр Павлович Васильев (1907 - 1993) был известным театральным режиссёром.
• Юный Александр Васильев был воспитан в традиционной театральной обстановке, с малолетства посещал все спектакли Центрального Детского театра, где тогда играла его Мать. Ребенком он был приглашен на Центральное Телевидение и в возрасте 7 лет стал регулярно сниматься и вести детские передачи "Театр Колокольчик - и "Будильник". 
• Свой первый спектакль - сказку "Волшебник Изумрудного Города", Александр Васильев оформил в возрасте 12 лет и с тех пор проявил необычайные способности к театральному оформлению и созданию костюмов. Особенное влияние на юного художника оказал пример собственного отца, не только классического декоратора, но и создателя сценических костюмов для Любови Орловой, Фаины Раневской или Игоря Ильинского. 
• Поступив в возрасте 16 лет бутафором в Московский театр "Современник", он начал свою стремительную карьеру в профессиональных театрах, которая длится уже 20 лет! В 1976-1981 годах он учился на Постановочном факультете в Студии Художественного театра, где в числе его преподавателей были В.В. Шверубович, Т.Б. Серебрякова и В.В. Селиванов. С юных лет он интересовался историей костюма и материальной культурой и слушал экстерном лекции большого специалиста Р.В. Захаржевской в Московском Университете и консультировался у своего большого друга М.М. Мерцаловой. Интерес этот к ушедшему прошлому вылился в обширную коллекцию костюмов и предметов быта которую заметила советская пресса. Будучи прекрасным студентом и лауреатом стипендии К.С. Станиславского, он с энтузиазмом и вкусом оформлял студенческие работы актерского факультета - "Чайку", "Без вины виноватые", "Дядюшкин сон", "Воскресенье" и многие другие. Васильев закончил свою учебу декорациями и костюмами к дипломному спектаклю по пьесе Роберта Болта "Виват, Королева, Виват!" В то же самое время, стремясь обогатить свои знания, он стал стажером в Доме Музее К.С. Станиславского в Москве, изучая и описывая уникальную коллекцию подлинных и театральных костюмов великого Метра. Тогда он столкнулся впервые с костюмами работы Н.П. Ламановой, выполненной по эскизам А. Бенуа, М. Добужинского, Г. Крега, Н. Егорова и А. Головина, которые вдохновили воображение молодого художника.
• Свой первый и последний спектакль в Москве он оформил совместно с отцом на сцене театра на Малой Бронной. Это были костюмы к пьесе А. Островского "Волки и овцы" с Ольгой Остроумовой в главной роли. 
• Женившись на студентке-француженке и бросив аспирантуру Академии Художеств, молодой Александр Васильев эмигрирует во Францию, где живет с 1-ого июня 1982 года. Поступив в Париже сначала в школу при Лувре, а затем в Аспирантуру театрального факультет Сорбонны, Васильев продолжал в Европе свое образование и не раз был ангажирован на французскую сцену. Его первым спектаклем во Франции была поставленная осенью 1982 года пьеса "Папесса Иоанна" для театра Пуатье и Парижского театра "Картушери". В первой половине 1980-х годов молодой художник работал исключительно для французской сцены, оформив декорации и костюмы для пьес "Триумф любви" Мариво, "Галереи дворца" Корнеля, "Нана" Золя и первой инсценировки романа Булгакова "Собачье сердце" известного русского киноактера Александра Арбата, для Авиньонского фестиваля. Он работал тогда с молодыми звездами "Комеди Франсез" Реджепом Митровицей и Валери Древиль, а также с крупным русско-французским актером Мишелем Витольдом. Костюмы и декорации Васильева были показаны в престижных театрах "Ронд Пуан" Елисейских полей, Студии оперы Бастилии, на фестивале в Буржа и т.д. Для того, чтобы поднять свой профессионально-художественный уровень, Васильев работал ассистентом больших художников: чеха Иозефа Свобода, румынов Флорики Малуреану и Петрики Ионеско, а также итальянки Ольги Берлутти.
• В тоже время он начал свою интенсивную преподавательскую деятельность сперва в крупнейшей французкой школе ESMOD, основанной Герр Лавинем в 1848 году и в Национальной Высшей школе Декоративного Искусства в Париже, и прочих учебных заведений. Как художник-декоратор он оформил ряд выставок о моде для английской журналистки Кароль Манн. Судьба свела молодого художника в Париже с апостолами русской художественной эмиграции Дмитрием Бушеновым, Ростиславом Добужинским и ЭРТЕ (Романом Тыртовым), повлиявшими значительно на парижский период работы Васильева и из первых рук познакомивших его с истинными традициями "Мира искусста". 
• Успехи молодого Васильева во Франции были замечены в Европе и в 1985 году Национальный театр Исландии пригласил его в Рейкъявик для оформления пьесы Чехова "Платонов" в инсценировке Майкла Фрейна "Дикий мёд". Успех этой работы превзошел все ожидания и принес Васильеву подряд три исландских контракта - костюмы к операм Офенбаха "Сказки Гоффмана", Моцарта "Женитьба Фигаро" и Леонкавалло "Паяцы".
• Перелом в карьере Васильева с личным заказом Прима-балерины Ассолуты Майи Плисецкой в 1985 году, благословила начало его работы для балетных спектаклей. В 1986 году эмигрировавшие на Запад Валерий и Галина Пановы, звёзды Кировского театра, пригласили Васильева работать для них в Королевский Балет Фландрии, где Валерий был художественным директором. Тогда Васильев создал костюмы для балета Панова "Идиот" на музыку Шостаковича. Вслед за этой первой балетной работой последовало приглашение соратника Бежара, хореографа Миши ван Укк в Брюссель. 
• В следующем сезоне Королевский Национальный театр Великобритании пригласил Васильева в Лондон, где он создал оформление к спектаклю о Марине Цветаевой "Поэт-Изгнанник" с Фионой Шоу, звездой Королевского Шекспировского театра в главной роли. Несколько позднее, директор Шотланского балета, известная британская балерина Галина Самцова пригласила Васильева оформить её постановку балета "Раймонда" в Глазго с японской прима-балериной Норико Охара в титульной роли. 
• В Италии, ассистент Рудольфа Нуриева в Гранд Опера, маэстро Поляков обратился к нему для оформления трёх балетов в Тосканском балете Флоренции. Там им были созданы костюмы к хореографиям Полякова "Во время прогулки" и "Синтония", а также к балету "Уикэнд в Гавне" в постановке знаменитой прима-балерины Ковент Гарден Линн Сеймур. С тех пор Васильев стал бессменным художником балетных костюмов юной флорентийской принцессы Натальи Строцци-Гриччардини. Городская опера флоренции ангажировала затем Васильева оформить балет "Гроза" в постановке популярного хореографа русской эмиграции, танцовщика Баланчина, Андрея Проковского, с которым Васильев работает по сей день. 
• Находящийся тогда в изгнании, Юрий Петрович Любимов, пригласил в 1987 году Васильева создать костюмы к опере Чайковского "Евгений Онегин" на сцене Государственной немецкой опере в Бонне со Стевкой Евстатьевой, значительным болгарским сопрано в главной роли. В Германии же, Васильев трижды работал для балетной труппы оперного театра Висбадена, где он оформил с большим успехом костюмы для постановок молодого фламандского хореографа директора балетной труппы Бена ван Каувенберга "Ромео и Джульетта", "Жак Брель" и "Лебединое озеро", последнее - при участии Майи Плисецкой.
• После европейских успехов Васильева, многие другие страны стали приглашать этого престижного художника. Государственный балет Турции в Анкаре и Истанбуле пригласил его для переноса балета Панова "Идиот" на турецкую сцену, где, вслед за тем, он декорации и костюмы к двум другим балетам Панова - "Ромео и Джульетта" и "Клеопатра". В Анкаре Васильев оформляет популярный балет Проковского "Анна Каренина" и балет Петипа "Спящая красавица". За заслуги в художественной жизни страны, Президент Турецкой республики Сулейман Демираль наградил Васильева премией ТОВАЗ за лучшие балетные декорации 1993 года.
• В Португалии, в 1989 году Васильев с успехом создаёт на исторической сцене театра Сан Карлуш декорации и костюмы к балету Минкуса "Дон Кихот" со звёздами Большого театра Ниной Ананиашвилли и Алексеем Фадеечевым в главных ролях.
• В Швейцарии он также оформил ряд постановок Городской оперы Люцерны среди которых балет Панова "Три сестры", оперетта Лес Фоля "Мадам де Помпадур" и ряд балетов Бена ван Каувенберга - "1942 год", "Алиен", "Брамс". 
• В 1989 году Васильев был приглашен впервые в Японию в балетную компанию миллиардерши Масако Ойя, где он оформил в Осаке балет Чайковского "Щелкунчик", поставленный затем в Пекине. Затем он стал членом жюри 6-ого международного конкурса балета Осака. Из Токио пришло приглашение Васильеву оформить балет Проковского "Три Мушкетёра" на музыку Верди в балетной труппе Асами Маки, которая продолжает работать с Васильевым предложив ему оформить вновь "Ромео и Джульетту" в 1995 году. 
• В конце 1980-х годов Васильев все же продолжал работать и в Париже. Тогда им было создано большое количество костюмов для художественных фильмов режиссёра Роберто Энрико "И проходит война" при участии звёзд Натали Бай, а также для картины режиссёра Жозе Джованни "Мой друг - предатель" при участии Валери Капрински. Васильев был главным костюмером совместного французко-швейцарско-греческого фильма режиссёра Моше Мизрахи "Манжклу" при участии Шарля Азнавура, Пьера Ришара и Бернара Блие. 
• Ещё в 1987 году Васильев начал работать в США. Тогда он оформил для труппы балета Уиллис в Техасе балет "Жизель" с Галиной Пановой-Рагозиной в главной роли с участием легендарной балерины русского балета Монте Карло Натали Красовской. В 1994 в компании "Балле Уэст" в Солт Лейк Сити он приготовил премьеру балета Проковского "Пиковая дама". В октябре 1995 году художник оформил балет Питера Анастоса "Золушка" для балета Цинцинатти. 
• Техника и стиль театральных эскизов Васильева, находящихся под художественным влиянием Сомова, Бакста, Головина и ЭРТЕ были вскоре оценены международными галереями и коллекционерами многих стран мира. С 1987 года он выставлял свои работы в престижных галереях Парижа, Рейкьявика, Осло, Лондона, Сан-Франциско и Гонк-Конга.
• При всём объёме своей творческой деятельности, Александр Васильев никогда не останавливал и своей преподавательской деятельности. Он регулярно приглашался вести семинары в Королевский колледж Искусств и Рейвензборн Колледж Искусств в Лондоне, в Королевскую Академию Искусств в Антверпене и основанную Ван де Вальде Высшую школу Ла Камбр в Брюсселе, где Васильев читает лекции уже 6 лет! Во Франции множество школ, среди которых "Ателье де Севр"; первая парижская школа театральных костюмеров "Седр", основанная в 1986 году Васильевым; школы в Ницце, Монтбельяре, Американская школа "PARSON" и Парижская школа Национальной Синематики дворца Шайо, куда Васильева приглашал ведущий кинооператор Жана Кокто - Анри Алькан. Весной 1994 года в течении семестра Васильев читал лекции в Американском университете "Билькент" в Анкаре, Турция. За океаном Тихоокеанский Университет в Сантьяго в Чили, так же как и Университет Вальпараисо, вместе с католической школой Дуок приглашали его. В течении двух месяцев Васильев вёл курсы сценографии в Академии Искусства Спектакля в Гонк-Конге в 1992 году. В 1994 году он начал преподавать в Дании.
• С 1989 года он регулярно начал работать в Чили, на сцене Муниципального оперного театра в Сантьяго. Там им были офрмлены балет Панова "Идиот", а также костюмы к опере Доницетти "Анна Болейн" и оперы Беллини "Пуринани" - обе в постановке маэстро Карло Маэстрини, сподвижника Висконти. В 1995 году Васильев готовит декорации и костюмы к опере "Князь Игорь"Бородина в постановке директора Югославской оперы Деяна Миладиновича также в Сантьяго. 
• Для балета британской территории в Гонк-Конге Васильев делал оформление и костюмы для балетов "Коль Портер" и "Человеческая мозаика" в хореографии Аманды Оливье и "Золушки" Прокофьва в постановке директора балета в Цинцинатти - Питера Анастоса - имевший грандиозный успех. В 1995 гду Васильев вернулся на сцену Гонк-Конга, перенеся туда балет Проковского "Анна Каренина".
• Более сотни журналов и газет отвели места на своих страницах для обзора творчества этого молодого русского художника. Художественный директор журнала "VOGUE", Алекс Либерман, заказал три илюстрации у Васильев в 1987 году. Всемирно известные журналы, такие как "Архитектурал Дайджест", "Уорлд оф инте риоз", "Harper`s BAZAAR", "ELLE", "Гламур", "Пари-Мач", "Жур де Франц", "Джой'с", "Депеш Мод", "Уимен дейли уэр", "Эва", "Стандарт", "Моргунбладет", "Политикен", "Меркурио", "Пик", "Соут Чайна морнинг пост", "Корредо деля сера" и масса других.
• В эмиграции, парижская газета "Русская мысль", аргентинская "Наша страна" и калифорнийская "Русская жизнь" печатали многократно его статьи об истории русской творческой эмиграции. 
• "Голос Америки", "Би-Би-Си", "Свобода", "Радио Франс" и многие другие международные Радио каналы делали о нём репортажи.
• В России о нём писали "Империал", "Космополитен", "Коммерсантъ", "Деловые люди", "Лилит", "Столица", "Неделя", "Литературеая газета", "Юность", "Огонёк", "Театр", "Балет", "Театральная жизнь", и множество других изданий. Отечественное телевидение не раз передавало передачи о его работе и коллекции - среди них "Пятое колесо", "Добрый вечер", "Москва", "Полнолуние", "Образ моды" и другие.
• Сегодня Васильев не только много путешествует по миру, но и продолжает собирать свою коллекцию старинного европейского и русского костюма. Несколько сотен экспонатов собрано им, целостно отображающих историю моды в 18-20х веках. Для пополнения своих выставок к Васильев обращались парижский Музей моды во дворце Галлиера, Музей моды и костюма на улице Риволи и Государственный Эрмитаж, используя часть его коллекций для выставки русского костюма в музее Жакмар-Андре в Париже.
• Недавним триумфом Васильев были две выставки его коллекций в Чили "200 лет моды" и "Воспоминания о России", организованные Национальным музеем Декоративных искусств в Сантьяго.
• Лишь в 1994 году Александр Васильев продолжил работу в России, начав читать курс лекций в Петербургском Частном Университете в апреле 1994 ода и в Москве, прочтя лекции и участвуя в жюри Конкурса молодых модельеров имени Надежды Ламановой, организованного Вячеславом Зайцевым. Он также приглашён читать семинары в Российский Институт Истории Искусств в Петербурге и в Академию Моды в Москве.

 

Лаура фон Гартенхаузен