Итак, что вспоминают дизайнеры на пороге нового века?..
Начало века и 20-е годы – расцвет ар-деко, маленькие шапочки-«клоши», заниженная талия, воротники-шальки и горжетки – нашли свое отражение в коллекциях Sonia Rykiel,
Dries van Noten и Blumarine.
Тридцатые – горячо любимая эпоха джаза, блеск стразов, волнующие длинные платья и героини Скотта Фицджеральда – у Dolce&Gabbana, Jean-Paul Gaultier, Clements Ribeiro. Почти забытые грозные сороковые (с конца 30-х до New Look Диора 1947 года) – широкие плечи, подчеркнутые талии, пальто словно с мужского плеча, крепдешиновые платьица в цветочек – у Prada, Cerruti, Vivienne Westwood, Max Mara, Moschino, Miu Miu, Jil Sander.
Пятидесятые годы – любование женщиной-цветком, расцвет женственности, покатые плечи и пышные юбки – в коллекциях Chanel, Nina Ricci, Junya Watanabe, Jil Sander, Romeo Gigli, Trussardi, Oscar de la Renta.
Космические шестидесятые – эра новых технологий, виниловых плащей, водолазок, прямых платьев, мини-юбок и плоских сапожек а-ля Джекки Кеннеди – Tom Ford для Gucci, Marc Jacobs в собственной коллекции и для Louis Vuitton, Michael Kors, Carolina Herrera, Loewe, Laurence Steele, Narciso Rodriguez.
Самые цитируемые семидесятые – меньше романтики и фольклора, лаконичность линий, спортивная элегантность и роскошь стиля «диско» — у Nina Ricci, Givenchy, Valentino, Versace, Strenesse, Emanuel Ungaro, Missoni, Narciso Rodriguez.
Нарядные и деловые восьмидесятые – головокружительные карьерные взлеты, блеск частных вечеринок, рукав «летучая мышь», роскошь и пыль в глаза – Yves Saint Laurent, Celine, Chloe, Givenchy, Louis Vuitton, Alberto Biani, Jeremy Scott, Balenciaga, Veronique Branquinho. Несмотря на миллениумное смешение стилей, все же можно выявить основные тенденции, в которых дизайнеры единодушны.Костюм — tailoring — классика – «ladylike»
Итак, милые работающие девушки, наконец-то и на нашей улице воцарился праздник. В этом сезоне вернулся на подиумы дамский костюм – с юбкой или брюками. Возвращение классического делового стиля приветствуют очень многие – ведь как еще можно заработать на все те изыски моды, которые из года в год предлагает нам безудержная фантазия дизайнеров. Главное, чтобы деловой костюм все-таки не выглядел слишком деловито.
Основная идея наступающего сезона –сложный крой (tailoring) – портновское мастерство, создающее точеные силуэты со всеми положенными вытачками. Причина — возрождение изысканности и стиля ladylike (дословно, «как леди») — во всех без исключения коллекциях представлены вариации классических дамских жакетов в сочетании с юбками, маленькие пальто; (Yves Saint Laurent, Jean-Paul Gaultier, Valentino, Givenchy, Miu Miu, Celine, Jil Sander, DKNY), женственные брючные костюмы изящного удлиненного силуэта подчеркивается облегающими, слегка расклешенными брюками и туфлями на высоких каблуках. (Dolce&Gabbana, Celine, Gucci, Genny)
Фиолетовый – цвет фуксии — розовыйЛегкомысленный розовый цвет этого лета в зимних коллекциях превратился в фуксию, лиловый, сиреневый и фиолетовый. И только в некоторых моделях розовый робко напоминает о себе, как цветение астр в осеннем саду напоминает об ушедшем великолепном лете. (Gianfranco Ferre, Dolce&Gabbana, Pucci, Genny, Versus, Givenchy, Martine Sitbon, Junya Watanabe, Trend Les Copains, Paul Smith Lanvin, Balmain).
КрасныйКрасный цвет, женственный, манящий, традиционно столь любимый в России, присутствует во многих коллекциях. После многолетнего господства минимализма он порождает смятение и тревогу в мужских сердцах. Чувственная женщина должна быть одета в красное и, желательно, с ног до головы (так называемый «total look»). Актуальное сочетание — с цветом фуксии и розовым, возможное — с черным. (Gianfranco Ferre, Yohji Yamamoto, Prada, Michael Kors, Helmut Lang, Mila Schon, Calvin Klein, Richard Tyler, Bottega Veneta).
Кожа – мех – капюшоны – съемные воротничкиИзвечная любовь русских к кожаной одежде и мехам в этом сезоне совпала с мировыми тенденциями моды. В России кожа и мех всегда были признаками благосостояния. На мировых подиумах и далее – везде: кожа крокодила и питона, тонкая лайка, из которой шьют даже блузки, и глянцевая хрустящая кожа, идеальная для военнизированных пальто а-ля 40-е. (Christian Dior, Roberto Cavalli, Yves Saint Laurent, DKNY, Gucci, Celine, Loewe, Givenchy, Marni, Trussardi, Giorgio Armani, MaxMara, Louis Vuitton, Dolce&Gabbana). Мех – символ сладкой жизни: разноцветные лисы и благородная шиншилла, скунс и традиционная норка, крашенные, стриженные, с набойкой и выложенные в геометрическую мозаику. (Sonia Rykiel, Jean-Paul Gaultier, Christian Dior, Blumarine, Fendi, Versace, Yves Saint Laurent, Celine, Halston).
Самая пикантная новинка этого сезона – крошечные меховые съемные воротники на завязочках. Дизайнеры также предлагают съемные меховые и отороченные мехом капюшоны, которые носят с шубами и пальто, городскими костюмами и куртками-парками. Что-то до боли знакомое, не правда ли? (Sonia Rykiel, Marni, Dolce&Gabbana, Loewe, Trussardi, Yohji Yamamoto, Olivier Theyskens).
Золотая шоколадкаНе успевший поблекнуть летний загар модниц выгодно оттеняют все оттенки коричневого и золота. Шоколад всех видов – от молочно-белого до горького черного поможет справиться с приступами депрессии в холодное время года. А шитая золотом парча, позолоченная кожа, мерцающий трикотаж и блестки всех оттенков золота – от красноватого «червонного» до холодного лунного, с примесью серебра – одежда победоносных богинь. (Dolce&Gabbana, Gucci, Gianfranco Ferre, Iceberg, Yves Saint Laurent, Genny, Celine, Michael Kors, Jean-Charles de Castelbajac, Julien MacDonald, Alberta Ferretti).
«Куриная лапка» — «шотландка»Наша память о 80-х — «куриная лапка» (прямой перевод с французского «пье-де-пуль»), а в английском языке такая клетка называется «собачий зуб» (hound’s tooth). Как бы то ни было, любимая клетка Великого Диора в который раз возвращается в моду и, вероятно, вновь обречена на успех. (Fendi, MaxMara, Celine, Balmain, Philosophy by Alberta Ferretti, Costume National, John Bartlett, Veronique Branquinho, Alberto Biani). Возвращение шотландской клетки можно отпраздновать по-японски — воланами и рюшами (Comme des Garсons, Junya Watanabe), или забраться в подсолнухи (John Galliano). (Jean-Charles de Castelbajac, Dolce&Gabbana, A.F.Vandevorst)
ТвидПальто и костюмы, жакеты и платья – все из твида. На подиумах он представлен и в классической серо-бежевой гамме, и в модных ярких оттенках – розовом, сиреневом, голубом. Особое внимание уделяется твидам в «елочку» и в клетку. (Missoni, MaxMara, Dries Van Noten, Celine, Dolce&Gabbana, Calvin Klein).
Оп-арт: от геометрии к психоделииДань воспоминаниям о 70-х. Всевозможные оптические набивки потихоньку переползают из художественных альбомов в наши гардеробы. Яркий цвет буквально растекается по ткани, придавая линиям плавность, а формам – динамизм. Изобретенные Эмилио Пуччи психоделические набойки не покидают подиумы. Вы просто обречены на всеобщее внимание. (SportMax, Gucci, Pucci, Fendi, Versace, Lanvin, Pucci, Versace, Gucci, Exte, Missoni)
Любили ли вы в школе геометрию? Геометрическая набойка в духе 60-х идеально сочетается с современными женственными формами. Квадраты, ромбы и круги, как из детского калейдоскопа, не только на блузах и платьях, но и на шубах и сапогах. (Fendi, Michael Kors, SportMax, Versace, Atsuro Tayama, Anna Molinari, Sonia Rykiel, DKNY, Trend-Les Copains, Gianfranco Ferre, Dries Van Noten, Jean-Claude Jitrois, Oliver Strelli, Michel Perry, Patrick Cox)
В этом сезоне мы подводим итоги целого столетия, которое с каждым прожитым днем уходит в историю. Что принесет грядущий век и новое тысячелетие? Сохранится ли само понятие «мода» в виде тотального господства определенных стилей в разные десятилетия-эпохи стремительного, переменчивого ХХ века? Или человечество наконец-то обретет свободу от любых фетишей, в том числе модной одежды? Каковы бы ни были прогнозы, остается надежда, что и в новом столетии модельеры будут испытывать радость и наслаждение при создании своих моделей, а мы, простые смертные, будем иметь возможность прикоснуться к этому эфемерному и магическому миру и купить понравившуюся вещь.
Анна Трухина