Статьи

Бутик на дому

By Ольга Яковлева

February 07, 2020

Посетителям MODA.RU предлагаю узнать тайны различных профессий. В центре нашего внимания сегодня профессия портного. Кусок обычной ткани он может превратить в шикарный наряд, а может его безнадежно запороть. О том, как отличить плохого портного от хорошего буквально на пороге ателье, разузнал наш корреспондент. 

У хорошего профессионала, разумеется.

Прямая речь 

«Швейные и трикотажные ателье сейчас выживают с трудом. И, скажем прямо, работают на потребителя с большим кошельком. Сюда приходят люди с немалым достатком, но не для того, чтобы сшить себе эксклюзив, а лишь для того, чтобы довести до ума только что купленное платье в дорогом бутике. На профессиональном сленге это называется «ремонтом» изделия. И даже мелкий ремонт изделия обойдется дорого: тут и самое новое оборудование, прочные нитки и люксовая обработка швов (когда швы обрабатываются тканью, а не оверлоком). 

К примеру, подшив брюк будет стоить около 600 рублей. В то время как «частники», работающие на дому за ту же работу могут взять с вас раза в 2-3 дешевле. И не потому, что они выполняют свою работу хуже, а потому, что стремятся найти компромисс с заказчиком. «Не заламывать цену, но и себя не обидеть» — такого принципа придерживаются многие мастера на дому. Потому что терять своих постоянных клиентов нельзя».

Первое знакомство 

Как правило, у мастеров на дому есть своя постоянная клиентура. Это знакомые, знакомые знакомых и так далее. Они приходят один за другим по рекомендациям. Так гораздо спокойнее, чем, прочитав объявление в газете, прийти наобум к неизвестному человеку. Тем не менее, каждый должен знать, на что обратить внимание при первом визите к мастеру и как себя повести. 

Есть мнение, что человек, «одевающий» других, сам себя не одевает. Портной, принимающий заказы на дому, просто физически не успевает заботиться о своем внешнем виде. Так что одежда на портном — это вовсе не показатель его профессионализма. Настоящий профессионал может ходить с дырами на халате, зато «пулей» сошьёт вам юбку. Засекайте 2 часа… Если юбка готова — вы пришли по адресу! 

Настоящее «лицо» портного — это его рабочее место. Тот мастер, у которого нитки спутаны в комок и на полу валяются журналы о моде, скорее всего, так же халатно будет относиться и к вашей вещи. Порядок на рабочем столе говорит о том, что человек сам по себе аккуратен, а значит и изделие будет сделано качественно. 

У портного под рукой должны быть все необходимое оборудование. Скажем, чтобы сшить носовой платок, нужна только швейная машинка, а вот чтобы изготовить брючный костюм, без лекала, оверлока и других инструментов не обойтись. Кроме того, хороший портной обязательно хранит кучу разных журналов с интересными моделями, чтобы показать заказчику в любой момент. 

Запомните: хороший портной будет вам помощником, а не исполнителем вашего заказа. Чаще всего люди приходят к портному, плохо представляя, что они хотят заказать. Хороший портной сначала предоставит слово вам, чтобы вы полностью рассказали свою задумку. Затем он должен посмотреть на фигуру и сразу же себе представить, как такая вещь будет сидеть на вас. После этого хороший портной посоветует, как сделать модель интереснее или наоборот, постарается вас отговорить. Словом, у портного должен быть хороший вкус. 

Бывает и так, что клиент «зациклен» именно на одной вещи. К примеру, увидела девушка на ком-нибудь в автобусе юбку и захотела себе такую же. А портной понимает, что на ней юбка будет сидеть уродливо. Хороший портной попытается переубедить клиента, плохому — все равно. Но при этом каждый из них знает: заказчик всегда прав. Если он просит сделать ему пиджак с большим воротником — сделай! 

Хороший портной всегда проконсультирует, какую ткань лучше выбрать для изделия и где её найти. Однако мастера хорошо знают, что многим названия тканей не говорят ни о чем, да и в каждом магазине одна и та же ткань может иметь разные названия. В конечном итоге бедняга купит не такой шифон или стрейч и зря потратит деньги. В таком случае добросовестный портной может сам найти ту ткань, которая необходима и не мучить заказчика поисками. 

Кстати, хороший портной никогда не попросит вас принести свои нитки, самому снять мерки или купить ткани «про запас». Он должен снять все мерки и рассчитать количество ткани с высокой точностью. Нитками, молниями и другой мелкой фурнитурой он также пользуется из личного запас. А от заказчика требуется принести ткань и прокладочный материал (в исключительных случаях этим может заняться сам портной) и пуговицы, если они нужны. 

И последнее, но не по значению: конечно же, приветливый и «контактный» мастер сразу сможет расположить вас к себе. Работа на дому предполагает постоянное общение с клиентом в неформальной обстановке: хорошо, если появятся общие темы для разговоров. Но слишком отвлекаться на посторонние беседы не стоит, все-таки это портной, а не близкая подружка. 

Причины конфликтов 

Работа портного построена на доверии к нему клиента. В отличие от ателье, на дому мастера не подписывают никаких бумаг и не дают расписок. Как правило, все договоренности существуют лишь в устной форме. Это значит, что сроки выполнения заказа нечеткие, а все конфликты решаются самостоятельно. Кроме того, мастер не дает никакой гарантии на свое изделие, разве что на то, что швы не разойдутся. А если порвутся нитки или разойдется молния — обращаться, что называется, к производителям молнии и ниток. Некачественной работой или даже обманом эти неприятности считать не стоит. Вот ещё несколько моментов, из-за которых возникают конфликты: 

Чаще всего портные обманывают не человека, а его ожидания. Или заказчик недостаточно четко объяснил ему свои пожелания, или портной неправильно понял. Тем, кто боится обмануться и испортить впечатление от результата работы, портные советуют заказывать простые вещи — юбку или шорты. Если качество работы вас устраивает, можно делать следующий шаг и заказать, допустим, брюки. Тогда вы уже будете примерно понимать, что сошьет мастер. 

Иногда встречаются и такие ситуации: к примеру, заказчик купил в магазине кусок ткани, взвесил её и отдал на пошив. Взвесив готовое изделие, выяснил, что ткани не хватает. С этим заказчик возвращается к мастеру и требует вернуть остатки. На самом деле, это вовсе не значит, что мастер отрезал кусок ткани и положил к себе в карман. При кройке остаются маленькие кусочки ткани — подрезка (на профессиональном языке). Они больше не пригодны даже для заплаток, поэтому портные не прикладывают их к изделию. 

Бывает и так, что портные пользуются доверием своих клиентов, зарабатывая лишние рубли. Если портной сразу предложит вам не тратить время на поиски нужной ткани, то опасайтесь обмана. Дайте ему денег, но попросите показать чек. В такой ситуации это нормально. И если портной останется явно недовольным, считайте, что уже расстроили его коварные планы. 

Помните о категориях 

Портной может оказаться не тем специалистом, который вам нужен. Мало кто знает, что на свете существует 4 категории портных. 

Портной легкого платья. Эти портные способны создать юбки и брюки во всех вариантах и платья. 

Портной-верхник. В его распоряжении все, что находится выше талии. От жилета до жакета. 

Мужской мастер. Соответственно, он создает вещи только для мужчин и мальчиков. 

Портной-универсал. Сочетает в себе всех вышеперечисленных мастеров и может выполнять любую работу. 

Конечно, далеко не все мастера соблюдают эту классификацию и шьют всё и для всех независимо от своего разряда. Пугаться этого не стоит, но лучше разузнать, на чем конкретно специализируется мастер. 

Еще одна тонкость. Не стоит просить портного, особенно «частника» сшить вам шубу. Шитье шуб из натурального меха — тонкое искусство, на дому в одиночку это сможет сделать только очень и очень опытный скорняк. А в ателье за шитье шубки возьмут столько, что проще будет приобрести ее в магазине или даже бутике.

Фото взято с сайта: mylitta.ru