50 лет назад в городе Горький на свет появился франт и пижон, настоящий секс-символ советской эпохи. При одном его появлении женщины буквально падали в обморок, а мужчины провожали его завистливым взглядом. В 1959 году под рукоплескания высших партийных чинов с конвейера сошел один из самых выдающихся советских автомобилей.

Новому автомобилю без суеверных колебаний да­ли очередной индекс ГАЗ-13. И машину этим со­вершенно не сглазили. Официальная премьера ав­то была приурочена к XXI съезду КПСС, и его делегаты в едином порыве приветствовали новое достижение социалистической индустрии. А чуть раньше «Чайка» получила признание на международном уровне – ее наградили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Единственное, что смущало иностранцев – трудновыговариваемое птичье название машины. Совет­ские конструкторы объясняли специфическое имя про­сто: «Горьковчане, жители города, стоящего на Волге, ча­сто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки. И когда встал вопрос, как на­звать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковские автомобилестроители выбрали ей имя «Чай­ка». Так было написало в каталоге «Автоэкспорта». Однако существовало и более рациональное объясне­ние. Прототипом «Чайки» стал продукт злейшего кон­курента социалистической индустрии – американской промышленности. Машину Packard Caribbean 1955 года Советский Союз в свое время закупил специально для, скажем это помягче, осмысления передовых достижений заокеанского автопрома. (Примечательно, что, вдохнув жизнь в советский автомобиль, культовая американская марка приказала долго жить – Caribbean был последней моделью в истории Packard.)

У  Packed Caribbean на красивой хромированной решетке радиатора красовался значок V, что указывало на наличие в машине передового V-образного двигателя. Этот красивый элемент декора был перенесен на нос ГАЗ-13. Слегка выгнув букву V по краям, создате­ли машины решили позже придать ей смысловую нагруз­ку — увязать с именем «Чайка».

Помимо носового декора автопроизводители из Горького, нисколько не смущаясь, переняли у аме­риканцев и многие другие концептуальные элемен­ты, в том числе дизайн, который сейчас историки назы­вают «детройтским барокко».

Американское влияние сделало ГАЗ-13, пожалуй, самым элегантным автомобилем за всю советскую историю. Ни помпезно-громоздкие ЗИМы до, ни консервативно-угловатые лимузины ЗИЛ после не смогли затмить дейст­вительно яркий и выразительный облик «Чайки». Чуть ли не единственный раз за всю историю советского, а затем и российского автопрома ГАЗ-13 соответствовал миро­вому автомобильному стандарту. Тогда на смену неуклю­же-солидному образу 30—40-х годов (Mercedes Gross-Klasse, на котором Штирлиц ездил на встречу с профес­сором Плейшнером) пришли автомобили стремительных силуэтов, навеянных аэрокосмической индустрией. «Чай­ка» имела заостренный, как у истребителя, нос и «клы­ки» в форме самолетных турбин на бампере. Задние крылья были стилизованы под ракетное оперенье. В ре­зультате облик машины получился действительно легким, почти воздушным. Даже у самых циничных и диссидент­ствующих советских граждан не поворачивался язык на­зывать элегантную «Чайку» членовозом, как, понизив го­лос, говорили в свое время про правительственные лиму­зины ЗИМ или ЗИЛ. Казалось, автомобиль действитель­но летит над дорогой – и это несмотря на то, что его размеры (почти 6 метров в длину и 2 метра в ширину) и вес (3 тонны) превышали габариты даже самых «наво­роченных» современных джипов и лимузинов.

ГАЗ-13 был выдающимся автомобилем и с точки зре­ния передовых технических решений. На нем устано­вили V-образный 8-цилиндровый мотор с рабочим объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с— оригинальная разработка советских инженеров. Впрыск топливной сме­си проходил через новейший четырехкамерный карбюра­тор. В результате даже полностью нагруженный автомо­биль легко разгонялся до своей максимальной скорости 160 км/ч и имел довольно экономный для своего мотора расход горючего — 21 литр на 100 километров. Двигатель «Чайки» зарекомендовал себя настолько эффективным и надежным, что позже его в несколько измененном ви­де начали устанавливать на бронетранспортеры.

Помимо продвинутого мотора советские инженеры осна­стили автомобиль такими новейшими для своего времени узлами, как гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов и автоматическая коробка передач. Ехать на ма­шине, не дергая ручку КПП, в те времена казалось верхом шика. Более того, установленную на «Чайке» систему пе­реключения коробки-автомата можно считать прогрессив­ной даже по сегодняшним меркам: ею управляли не при помощи рычага-тумблера, а посредством нажатия кнопок. Перед конструкторами стояла задача сделать автомо­биль максимально комфортным, ведь основными пасса­жирами должны были стать высшие чины государства.

Создатели «Чайки» не решились сделать кузов машины облегченным (как на предшественнике «Чайки» — авто­мобиле ЗИМ-12), а пошли по проторенному пути и уста­новили корпус на Х-образную раму. Получилась не­сколько тяжелая, зато чрезвычайно прочная конструк­ция. Кузов крепился к раме в 16 местах через специаль­ные резиновые подушки. Такой крепеж в сочетании с пружинной подвеской спереди и рессорной сзади обеспечивал машине очень плавный ход. Настолько плавный, что через несколько лет после начала произ­водства несколько «Чаек» закупил «Мосфильм» -машины переделали под передвижные съе­мочные платформы.

По комфорту салона машина практиче ски не имела аналогов. Даже у элит­ных американских авто (в том числе и у Packard Caribbean) внутри было два ряда сидений. А ГАЗ-13, подоб­но современному мини-вэну, имел три ряда сидений и мог вместить семь человек. Впрочем, сравнение с мини-вэном явно неточное: внутри «Чайка», скорее, напоминала купе элитного поезда. Вместо задних кресел в ней был установлен пружинный (!) диван. Средний ряд сидений был попроще (здесь по­лагалось сидеть людям рангом ниже, а то и вовсе об­служивающему персоналу или охране). При желании эти сиденья вообще можно было убрать, правда, не в пол, как это принято в современных автомобилях-трансформерах, а в спинку передних кресел. При этом водитель­ское кресло не имело даже горизонтальной регулировки. Очевидно, считалось, что водитель приладится и так.

Зато салон «Чайки» изобиловал такими технологическими изысками, которые простые советские автолюбители вос­принимали почти как чудо. Например, стекла в машине опускались и поднимались автоматически, нажатием кноп­ки, которая приводила в движение встроенный в дверь электромотор.

В переднюю панель было встроено ком­пактное пятидиапазонное радио (что само по себе в те времена воспринималось как роскошь), способное авто­матически настраиваться на нужную волну. Правда, сам механизм был весьма забавен: ручку настройки крутил опять же небольшой электромоторчик. Радио, естествен­но, было моно, однако для пассажиров сзади имелись до­полнительные динамики. Был даже своеобразный пульт дистанционного управления (не инфра­красный, но проводной), при помощи ко­торого пассажиры могли настраивать приемник по своему желанию. Радиоантенна также поднималась не вручную, а посредством элект­ромотора – одним нажатием кноп­ки.

Экзотики добавляли электро­прикуриватель и выдвижные пе­пельницы. Задумчиво закурив, важ­ный начальник мог наблюдать совет­скую действительность через боль­шое панорамное лобовое стекло, кон­струкция которого тоже была подсмотре­на у американских машин. Чтобы лучше было видно, стекло снабдили мощным смывателем, что было абсолютным новаторством.

невеста   на   радиаторе

Успех «Чайки» в СССР был необычаен. Машина ста­ла таким же неотъемлемым символом советской мечты о счастливой жизни, как продуктовый заказ в парткоме или путевка в санаторий ЦК КПСС. «Чайку» можно назвать настоящим долгожителем — она сходила с конвейера аж 21 год (1959-1980), чуть-чуть недотянув до Московской Олимпиады. Потом ГАЗ-13 уступил место лимузину ГАЗ-14, который «сгинул» в пе­рестроечное время – в 1988-м. Всего же в Горьком бы­ло собрано около 3200 «Чаек». Все они предназнача­лись исключительно для служебного пользования, част­ных владельцев можно было пересчитать по пальцам.

В подарок от советского правительства эту машину по­лучили писатель Михаил Шолохов, балерина Галина Ула­нова, космонавты Юрий Гагарин и Валентина Терешко­ва, а еще кубинский лидер Фидель Кастро. Остальные машины обслуживали советскую номенклату­ру. Причем не высшие чины (им полагались правительст­венные ЗИЛы) и не «шестерок» типа райкомовских ра­ботников (им отписывали «Волги»). На «Чайках» ездили министры, первые секретари обкомов и республикан­ских компартий, советские послы за рубежом, западные дипломаты в Москве. «Чайками» владели не только по­слы дружественных ГДР, ПНР, ВНР или КНДР, но и ка­питалистических Финляндии и Франции; одна машина была в распоряжении посольства США. В начале 70-х «Чайками» укомплектовали автопарк «Ин­туриста» — таким образом СССР демонстрировал ино­странцам лучшие стороны советской жизни. Одновре­менно ГАЗ-13 стал использоваться в загсах и со време­нем превратился в неизменный атрибут роскошной со­ветской свадьбы. Аренда машины с игрушечной невес­той на радиаторе стоила недешево – 50 рублей, вдвое дороже, чем «Волги». Прокатить невесту к Вечному огню или Могиле Неизвестного Солдата на «Чайке» счи­талось верхом роскоши.

На базе автомобиля в разное время выпускались различ­ные модификации. Например, ГАЗ-13А имел внутреннюю стеклянную перегородку между водителем и пассажиром. Это позволяло машине гордо именоваться лимузином. Вы­пускали кабриолет ГАЗ-13Б с автоматически убирающейся брезентовой крышей. Сохранились экземпляры ГАЗ-13С-универсал: они находились в ведении элитного 9-го меди­цинского управления, были оснащены носилками и меди­цинским оборудованием, их использовали как «скорую помощь». Была даже пара случаев, когда из «Чайки» дела­ли катафалк – номенклатурные работники должны были обслуживаться по высшему стандарту буквально до пос­ледней минуты своего земного существования.

А вот с цветовой гаммой у «Чаек» не сложилось — все машины были черными. Автомобильные историки фик­сируют только два исключения из общего правила. Пер­вый – белая «Чайка» Валентины Терешковой. И вто­рой — когда на больших пожарах в столице время от времени, как некий фантом из фильма ужасов, можно было видеть «Чайку» красного цвета. Это приезжала личная машина начальника Главного управления пожар­ной охраны города Москвы. Рассказывают, что один из пострадавших на пожаре, увидев красную «Чайку», об­ратился к врачу с жалобой на расстройство рассудка.