С 21 по 24 февраля 2011 года, в московском «Экспоцентре», успешно прошла 16-ая выставка Collection Premiere Moscow. В рамках деловой программы февральского Russian Fashion Retail Forum 2011 была обозначена следующая тенденция: европейские fashion-марки, которые ослабили свои позиции во время кризиса на российском рынке, возвращаются, но при этом меняют свою стратегию.
О мерах, которые планируют предпринять европейские компании индустрии моды в посткризисный период на территории России, рассказал управляющий директор International Textile and Fashion Marketing and Management Consultants (Германия), Рейнхард Дёпфер. Подробнее о докладе можно прочитать здесь:http://www.riamoda.ru/news/news-1634.html
Основной темой доклада прозвучала мысль о том, что в посткризисный период становится наиболее эффективным вертикальный ритейл с максимальным сокращением промежуточных звеньев в цепочке доставки товара от производителя к потребителю. В результате чего мы наблюдаем отказ от сотрудничества с российскими дистрибьюторами и самостоятельный выход западных брендов на наш рынок.
Во вступительном слове к дискуссии на тему: «Перспективы российских fashion-ритейлеров в Москве и в регионах», организованной компанией Fashion Сonsulting Group, генеральный директор компании, Анна Лебсак-Клейманс, отметила: «В России в посткризисный период радикально меняется дистрибуция, когда ритейл становится все более вертикальным. И хотя 2010 год порадовал ростом продаж, все понимают, что покупатель изменился, став более рациональным, менее склонным к импульсным покупкам и ожидающий больших скидок на распродажах».
Также А. Лебсак-Клейманс обратила внимание присутствующих на основные тенденции, которые должны учитывать ритейлеры, чтобы удержаться на рынке:
- Строительство Торговых Центров (ТЦ) в регионах достигло своего пика именно в разгар кризиса, что свидетельствует о децентрализации розничного бизнеса. Как известно, Москва обладает 40% капиталов, но располагает только 30% торговых площадей нашей страны;
- Если в ТЦ наблюдается присутствие до 75% монобрендовых магазинов, то на мультибренд приходится всего 25%. Street-ритейл показывает большую гибкость: монобренд – 52%, а мультибрендовые магазины составляют 48%. Такая реструктуризация индустрии моды произошла потому, что в России не развита сеть традиционных универмагов, к которым можно отнести: «Весна», ЦУМ, «Холдинг-Центр» и «Детский Мир»;
- В период 2008-10 гг. в России отмечен массовый вход глобальных брендов: H&M, Uniqlo, Gap, Guess и т.д. За флагманами последуют и все их дочерние компании: Limited Corporation, Old Navy и т.д. Западные бренды отказываются от сотрудничества с российскими партнерами и входят на наш рынок самостоятельно.
В обсуждении проблемы приняли участие ведущие российские fashion-ритейлеры. Открыл дискуссию Андрей Куприянов, директор по развитию одежной сети Glance. В его докладе: «Ритейл эпохи противоречий» рассматривался вопрос существования двух параллельных миров: онлайн и офлайн. В нашем дуальном мире сложились следующие противоречия, считает А.Куприянов, которые следует учитывать fashion-ритейлу:
- Масштаб – Контроль.
Это полярное направление, когда ритейлеры в условиях меняющихся реалий, стремятся подвергнуть максимальному контролю все операции, занимая свою, определенную нишу, и входя в противоречие с необходимостью глобализации с целью получения максимальных доходов;
- Монополизация – Индивидуализация.
ТЦ нельзя отличить друг от друга с их одинаковым пулом арендаторов, с другой стороны — нарастающий тренд в производстве нишевых продуктов (одежда для серферов или для занятий йогой), которые имеют локальное производство и распространяются через интернет;
- Онлайн – Офлайн.
Информирование потребителя, формирование вкуса и потребительских предпочтений переместилось в интернет. Все усилия визуального мерчендайзинга пробудить в посетителе желание произвести покупку здесь и сейчас становятся пустой тратой времени и средств. В скором времени появятся нейро-модемы, которые смогут моментально подключать пользователей к интернету, обеспечив полную интеграцию двух параллельных миров.
Таким образом, для выживания в старом мире и процветания в новом необходимо: сделать управление изменениями нормальным постоянным процессом; иметь гибкую бизнес-модель, позволяющую легко переходить к новым формам бизнеса; иметь креативную команду не только дизайнеров, но и менеджеров, и маркетологов, принимающих правильные решения, и последнее, операционная эффективность – когда надо избавиться от накопленной неэффективности, достигая наилучших результатов.
Далее слово было предоставлено Оксане Бондаренко, президенту мультибрендового шоу-рума «Ли-Лу», которая затронула тему: «Ставка на бренд». По мнению О. Бондаренко, в том, что западные бренды выходят на наш рынок самостоятельно, нет ничего страшного. Как показывает практика, покупателя не отпугивают «полные» цены на их продукцию, т.к. крупные компании используют полностью «прозрачные» схемы своей деятельности. Такая практика ведения бизнеса должна стать нормой жизни и в России. Франшизеры не должны пугаться оттока западных поставщиков, если в их распоряжении портфель брендов.
Коллегу поддержал и Владимир Лунин, генеральный директор компании MARATEX. Заявляя, что до кризиса в портфеле брендов компании значилось 10 марок, сегодня – 6. Главным показателем деятельности компании является прибыль, которая достигается за счет гибкости: закрывая одни магазины, следует открывать новые. MARATEX предпочитает сотрудничать с успешными европейскими брендами с годовым оборотом более $ 500 млн., с хорошо развитой собственной розничной сетью, пользуясь узнаваемым брендом и разработанной концепцией магазинов. Компания придерживается «прозрачной» схемы отчетности, чем завоевала полное доверие европейских поставщиков, которые осуществляют еженедельные поставки продукции напрямую в магазины компании. На основании 6-летнего успешного опыта работы компании можно сделать вывод, что перспективы у монобрендового ритейла есть!
Эту мысль поддержала Ирина Осянина, директор по продажам BNS Group of Companies (Россия). В ее докладе на тему: «Тенденции развития монобрендового ритейла» она поделилась следующими выводами:
- Краткосрочные тенденции развития на ближайшие 5 лет:
открытие новых магазинов в регионах по причине перенасыщенности рынка в Москве и Санкт-Петербурге; европейский уровень региональных ТЦ; развитие на рынках СНГ, в частности, Белоруссии, как самого привлекательного из-за отсутствия таможенных сборов; снижение розничных цен, что позволяет сократить потери на распродажах;
- Стратегические тенденции:
Развитие интернет торговли возможно, когда интернет-магазины по посещаемости смогут соперничать с популярными офлайн-магазинами (6 тыс. посетителей в день), при условии, что на каждую сотню посетителей 10-15 человек совершат покупки. Каким интересным должен стать сайт, чтобы компенсировать удовольствие от шопинга, ставшим для наших женщин национальным видом спортом и популярным развлечением для всей семьи? Необходимо работать над увеличением трафика, который пока отстает от европейского уровня, как и показатель совершенных покупок.
Создание собственного бренда, как тренд развития в ритейле, — дело дорогостоящее и рискованное. Fast-fashion — наиболее перспективное направление, но окупаемость бренда возможна только при условии розничной сети от 10 магазинов. В настоящий момент у нас проводятся несколько недель мод, нет креативных команд и нет дизайнеров, способных создавать конкурентоспособные коллекции.
А тут с коллегой поспорил Рубен Арутюнян, президент компании Henderson (Россия), который заметил: «Надо растить собственные кадры. Мы, например, на 3 года отправили свою сотрудницу в лондонский Central Saint Martins College of Art & Design, регулярно посещаем ведущие европейские модные выставки и выставки поставщиков тканей, размещаем заказы на свои фирменные ткани и имеем актуальные коллекции, пользующиеся устойчивым спросом. За 7 лет развития компании мы выросли в 5 раз. Сейчас мы располагаем 68 магазинами в 25 городах России, а к 2012 году планируем расширение сети до 90 салонов. Ведется активная работа по приобретению интернет-платформы для онлайн-торговли, которая была бы интегрирована с нашим логистическим центром. Мы планируем объединить онлайн- и офлайн-торговлю, чтобы покупатель выбрав на сайте определенную модель смог в офлайн-магазине осуществить примерку и необходимую подгонку…
Наш рецепт успеха: точное определение вида своей продукции, целевой аудитории, позиционирования марки, а также тесный контакт с покупателями, которые благодаря системе «Карта лояльного покупателя» (260 тыс. человек), помогли компании пережить кризис. Мы намерены и впредь предлагать людям, которые подтвердили свою лояльность покупками на определенную сумму, дополнительные скидки в 20%. Необходимо выпускать продукцию, в которой человек комфортно чувствует себя, так как большую часть своей жизни мы проводим одетыми!».
Затем участники дискуссии подробно ответили на вопросы слушателей, однако выявленные тенденции в развитии отечественного fashion-ритейла потребуют еще некоторое время для своего осмысления.
Фото: Дмитрий Бабушкин.