Статьи

МАЙКЛ БЕЙ: «Я экономлю деньги и не вижу в этом ничего плохого»

By Александра Глотова

August 25, 2009

У него было трудное детство с приёмными родителями. Но ещё тогда он пообещал себе, что обязательно станет известным. И верил, что его родные родители обязательно найдутся и станут им гордиться. Но кровные мама с папой так и не объявились, а вот всеобщую известность и уважение Майкл Бэй действительно сыскал. Сегодня на его счету сотни рекламных роликов от Nike, Reebok, Coca Cola и т.д. Но всему миру он известен как режиссер нашумевших блокбастеров: «Армагеддон», «Пер Харбор», «Трансформеры». 

— Майкл, рада Вас видеть в Москве! Один философ сказал: “Творите о себе мифы – боги начинали именно так”. А Вам даже и придумывать ничего не надо! Говорят, Вы пообещали 5 миллионов долларов тому, кто раскроет формулу, по которой надо снимать кино?

Нет, это не правда. Миф! Наверное, эту фразу вытащили из контекста. Да и нет никакой формулы! Пытаться её открыть – гиблое дело! Если бы был секрет успеха, в мире было бы намного больше успешных людей. 

— Жаль, а я думала, мы тут её с Вами вместе выведем – и поделим 5 миллионов пополам.))

(улыбается) Да, но всё не так просто.

— И все-таки, что является залогом успешного фильма: хороший сценарий, актеры первой величины или же талантливый режиссер?

Во-первых, важен сценарий, это база. Во-вторых, очень важно, чтобы режиссер понимал, как можно сделать историю глубокой, интересной и эмоционально насыщенной. Режиссер должен продумывать каждую сцену, работать над каждым персонажем. Я очень люблю создавать из своих фильмов настоящее представление на грани фантастики. Людям интересно смотреть на новые миры, фантазировать. Например, те же «Трансформеры». Вряд ли где-то ещё зритель сможет увидеть всех этих нереальных роботов. Поэтому он и идет в кино.

— Вы, кстати, непревзойденный мастер по созданию роботов. А любимое детище у Вас есть?

Любимый робот? О, мне очень нравятся маленькие беззащитные роботы. В них есть что-то трогательное.

— Майкл, Вы неоднократно заявляли, что у Вас русские корни…

Меня воспитывали приемные родители. Но (улыбается) я уверен, что мой пра-пра-прадедушка был из России.  

— Тогда почему Вы не снимаете в своих картинах русских актеров?

Почему? Я снимал! Но, боюсь, их имена Вам ничего не скажут. Некоторые мои киноработы не получили широкую известность. Кстати, и в фильме “Плохие парни”, тоже была пара русских актеров. Русские – очень старательные люди, за всё болеют душой. За это я их люблю!

— Может быть, Вам нравится кто-нибудь и из русских режиссеров?

Проблема в том, что в Америке почти не показывают русские фильмы. Но я видел фильмы Тарковского. Он отчасти и вдохновил меня на режиссерскую работу. Мне очень нравятся его фильмы, у него очень необычный подход ко всему. Но я снимаю кино по-другому.

— А я думала, на творчество Вас вдохновил Стивен Спилберг. В 15 лет Вы стажировались именно у него?

Да, ещё в детстве я был потрясен его фильмами. И в 15-16 лет у меня появилась возможность поработать со Стивеном на съемочной площадке. Если честно, я готов был даже чашки мыть, лишь бы посмотреть, как работает сам Спилберг. Он, кстати, отнесся тогда ко мне очень по-отечески, многое рассказывал о кино. Научил меня понимать, насколько важен коллектив, с которым работаешь. Всегда важно окружать себя командой профессионалов.

— Продюсер “Пиратов Карибского моря” Джерри Брукхаймер как-то сказал о Вас: “Он экономит каждый пенни и этим мне очень нравится”.

Да, я экономлю деньги. И не вижу в этом ничего плохого. Ведь мне потом приходится за них отвечать. Я, как режиссер, должен отвечать за весь съемочный процесс и всё просчитывать. Деньги надо тратить грамотно. И, поверьте, если разумно относиться к деньгам, можно сотворить блокбастер, который соберет миллиарды в прокате, но потрачены на него будут сущие копейки.

— Экономить деньги Вы научились после «Плохих парней»? Ведь когда финансирование фильма закончилось, Вы отдали часть своего гонорара?

Да, я отдал пятую часть своего гонорара. И не пожалел. Это был мой первый полнометражный фильм. Но в какой-то момент финансирование проекта закончилось. Что мне оставалось делать? Мне было неудобно перед актерами, перед съемочной группой. И тогда я выложил 50 тысяч долларов из своего кармана. Зато с этим фильмом я и стал известен! За свой успех, получается, я же и заплатил.

— Раньше Вы снимали взрослых актеров, таких как Шон Коннери, Николас Кейдж, Бен Аффлек, Брюс Уиллис. А теперь – все больше молодых. С ними легче?

Знаете, я всегда приглашал начинающих актеров. Потому что у них горят глаза, и они готовы на эксперименты. И когда я снимал Николаса Кейджа, он не был звездой. Бен Аффлек стал известен благодаря «Армагедону». Кейт Бекинсейл стала популярна после моего «Перл Харбора». Шайя Лябёф стал всеобщим любимцем после «Трансформеров». О Меган Фокс так вообще никто не знал! До меня она не снималась ни в одном качественном кино. Я её открыл. Я люблю открывать таланты.

— Оно и понятно, ведь Вы профессиональный фотограф. А часто сами встаете за камеру или доверяете операторам?

Я очень ревностно отношусь к тому, что делаю. Поэтому меня часто можно увидеть за камерой. Бывает сложно донести до людей то, что именно ты хочешь увидеть в кадре. Это что-то на уровне ощущений. Но я ценю работу операторов. И очень им благодарен.

— Майкл, Вы постоянно снимаете экшн: боевики, триллеры. Не хочется снять просто комедию или мелодраму без особых спецэффектов?

Конечно же, я хочу снять небольшое кино, например, драму. Хочу нарисовать красивую историю человеческих отношений.

— Это интересно. Будем ждать!

Не знаю, покажут ли это кино в России, зависит от бюджета, но увидим.

— Спасибо Вам! 

И Вам спасибо!