Многие думают, что в СССР мода вообще отсутствовала и все одевались тускло и невзрачно. Вероятно, отчасти это правда, ведь обычным людям купить что-то приличное в магазинах было крайне сложно. Именно поэтому очередь из модников советского союза в туалет гостиницы «Россия», где спекулянты втридорога продавали дефицитные западные вещи, выстраивалась такая, как сегодня в первый день рождественской распродажи на пятой авеню в Нью-Йорке. К тому же, привозить обновки из-за границы, как сейчас делают многие, было довольно проблематично, поскольку выехать за пределы союза удавалось единицам. И именно в такое тяжёлое для страны время появился Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту 14.
Как раз этому поистине легендарному месту и посвящена книга Аллы Щипакиной «Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14», выпущенная издательством «СЛОВО/SLOVO». Издание без зазрения совести можно назвать эксклюзивным, так как автор не просто повествует, а записывает собственные воспоминания о ЕДИНСТВЕННОМ доме моделей одежды в СССР, при этом привлекая 659 иллюстраций из личного архива, на которых можно увидеть и молодого Вячеслава Зайцева, и почти всех тружениц мекки советской индустрии моды.
Неудивительно, что именно из-под пера Аллы Щипакиной вышло такое произведение: она была ведущим искусствоведом Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост», а на данный момент она профессор РГГУ и автор многих публикаций по истории моды в Европе.«Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14», на мой взгляд, напоминает дневник зарисовок, об этом свидетельствует и сама Алла Щипакина: «Эта книга – попытка отразить судьбу модного дома на Кузнецком и в течение жизни художников-модельеров. Кто рассчитывает на анализ моды 1960-1990-х годов, может сразу её закрыть. Я пишу о тех немногих из многих, кого хорошо знала и нежно люблю», — это позволяет вести некую беседу с читателем, приоткрывая дверь в один из самых закрытых «клубов» СССР.
Каждая глава книги посвящена какой-то одной личности — модели или дизайнеру. Художественное оформление выше всяких похвал: и обложка, и иллюстрации на очень высоком уровне. Однако меня очень позабавил тот факт, что издание отпечатано в Италии. Возникает вопрос: издатели не могли поддержать российский полиграфический рынок? Кстати, сегодня в здании Общесоюзного Дома моделей одежды находится Podium Concept Store.