Фэшн индустрия тесно переплетается со многими сферами нашей жизни. Она бросает вызов обществу, и в то же время полностью отражает его желания и стремления. Мода - это и искусство, и источник вдохновения, и миллиардный бизнес, который  негативно влияет на окружающую среду. А как же дело обстоит с политикой? Есть ли здесь связь?

Связь определённо существует и уходит корнями далеко в прошлое. Возьмём, к примеру, англичан XIV века, которым одеваться приходилось в соответствии с законом, а не собственным вкусом. Парламентом тогда были разработаны правила одежды для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на общественной лестнице, он подвергался штрафу, а «незаконная» одежда конфисковалась. 

Во Франции XVIII века представители знати, согласно своему статусу, носили кюлоты с чулками, а бедняки и ремесленники - длинные брюки. Отсюда и возникло название санкюлоты (sans cullotes - ‘без кюлотов’), которое получили революционеры того времени.

Или даже вспомним историю женского брючного костюма. Вплоть до 1950-х женщину в таком одеянии могли арестовать за то, что она в буквальном смысле «прикидывается мужчиной». А первый женский смокинг, представленный Ив Сен Лораном в 1966 году, подвергся резкой критике за то, что способствовал «разрушению гендерных норм».

Современная мода представляет собой отражение нашего мира и поэтому априори является ‘политической’. Дизайнеры используют её как инструмент, с помощью которого затрагиваются темы социального неравенства, расовой и гендерной дискриминации, этнической принадлежности, сексуальной ориентации. Цитируя основательницу одноимённого бренда Мартин Роуз, ‘мода, не выражающая точку зрения - это просто товар’.

Мария Грация Кьюри, получив пост креативного директора Dior в 2016, открыла своё первое шоу моделями в футболках ‘We Should All Be Feminists’, тем самым показывая, что ДНК бренда, основанного на суперженственном New Look, подлежит апгрейду в соответствии с течениями нового времени.

Марин Серр, лауреат премии LVMH для молодых дизайнеров 2017 года, пропагандирует осознанное отношение к окружающей среде. Дизайнер делает упор на апсайклинг - 50% её новой коллекции создано из переработанной винтажной одежды. 

Вирджил Абло, основатель миланского лейбла Off-White, является партнёром организации по борьбе с вооружённым насилием Chicago CRED. Вся выручка от продажи футболок и худи из коллекции Off-White Осень-Зима 2020 с надписью ‘I Support Young Black Businesses’ идёт напрямую в организацию и нацелена на предоставление карьерных возможностей для молодёжи.

Эбрима Эрвиа (Studio 189) создала новый проект Fashion Our Future 2020, в котором объединились многие дизайнеры, а креативным директором выступил Вирджил Абло. Цель проекта - создание одежды и аксессуаров, призывающих американцев к голосованию в предстоящих президентских выборах. Кроме того, дизайнеры намерены использовать сайты своих брендов, чтобы зарегистрировать миллион избирателей к 22 сентября.

 В онлайн магазине Fashion Our Future 2020 уже можно приобрести футболки Off-White ‘Model Voter’ (‘Образцовый Избиратель’), маски тай-дай в цветах американского флага от Studio 189 и другие товары. «Я верю, что совместными усилиями мы сможем изменить политический ландшафт в США», - делится один из дизайнеров проекта.

Пандемия и кризис внесли в наши жизни определённые корректировки. Для кого-то изоляция стала поводом переосмыслить свой подход ко многим вещам, политике, моде и консьюмеризму, в том числе. «Мы должны принять эти изменения, чтобы вместе строить новый мир», - отмечает Оливье Рустен, художественный руководитель дома Balmain.