Во все времена существовал идеал женской красоты. Учёные по-разному объясняют устойчивость этого феномена. Одни всё больше упирают на биологическую сторону вопроса. Мол, таким образом, природа отмечает лучших, наиболее пригодных для оставления потомства, женщин. Другие объясняют культ женской привлекательности - желанием человека любоваться красотой во всех её проявлениях. Поэтому каждой эпохе соответствовала своя Прекрасная Дама, не имевшая ничего общего с функцией воспроизводства человеческой популяции. Но, так или иначе, господствующий идеал напрямую связан с модными тенденциями и с бытовыми привычками.

Итак, СССР 1980-е годы – эпоха ломки стереотипов. Как же отразились эти тенденции на восприятии женского тела? Когда в конце 1980-х при поддержке журнала ‘Burda-Moden’ был проведён первый в СССР конкурс красоты – «Московская Красавица-88», в прессе и в самом обществе тут же стали раздаваться возмущённые возгласы: мол, начал формироваться «западный» эталон женской телесности – широкоплечая, худощавая и длинноногая «модель». Действительно, в России, даже если мода требовала от женщин узкой талии, общество всегда делало поправку на «исконный народный вкус». Более того, существовали два параллельно существовавших идеала привлекательности – один подразумевал соответствие модной картинке, другой – базировался на некоем народном архетипе. Полного человека могли высмеивать и даже клеймить позором, как это было, например, в 1920-е годы, но это негативное отношение всегда было связано с социальной ролью «толстяка – буржуя». Нэпманша Грицацуева, являясь комичной, не перестаёт быть «мечтой поэта».

До конца 1980-х стройность считалась желательной, но не обязательной. Общество спокойно относилось к тому, что замужняя женщина, особенно после сорока лет, носила 50-й размер одежды. С конца 1980-х такой размер стал считаться дурным тоном. В СССР, наряду с манекенщицами европейского стандарта, всегда были демонстраторы одежды больших размеров. Более того, эти два типажа «мирно сосуществовали» на страницах одних и тех же журналов. В первой половине 1980-х возникла повальная мода на аэробику. Более того – её начали популяризировать через СМИ. Вероятно, положительную роль сыграл тот факт, что Джейн Фонда – изобретательница этого моциона была борцом за мир и позитивно отзывалась о Советском Союзе. В моду вошла придуманная Фондой экипировка – обтягивающий купальник, на ногах – длинные полосатые гетры, на лбу – тонкая трикотажная полоска. Журналы«Работница» и «Крестьянка» время от времени давали полезные советы по вязанию гетр и этой самой полосочки.

Однако аэробика при всей своей популярности продолжала считаться чем-то вроде необременительного, но приятного хобби. Более того, советские женщины и понятия не имели, что тело должно вписываться в конкретные параметры. Стройность определялась на глаз, иногда при помощи весов. Ходили жуткие слухи, что балерина не должна весить более 45-48 килограммов, но, опять-таки, делалась скидка на профессиональную специфику. Всё изменилось в конце 1980-х., когда были обнародованы цифры 90-60-90. Одни говорили, что они были взяты «с потолка», другие – пытались предоставлять научно обоснованные данные. Отныне основным критерием привлекательности стало стройное и подтянутое тело. Женщины включились в ожесточённую борьбу за стройность. Кстати, большая грудь не считалась привлекательной. Когда советские зрители в конце 1980-х увидели певиц Samantha Fox и Sabrina, их пышные формы вызвали, скорее, удивление, нежели восхищение. (Образ тоненькой, узкоплечей и пышногрудой блондинки прижился уже в 1990-е, благодаря вкусовым предпочтениям непритязательных «братков»).

Что характерно, именно в конце 1980-х стала меняться и возрастная психология женщин. Если раньше замужество и тем более – рождение ребёнка негласно считалось рубежом зрелости, после которого было допустимо превращение в «тётку», то теперь момент этой нежелательной трансформации стал отодвигаться. В1970-е годы, если вспомнить наши кино-хиты, женщина в возрасте «за 30» однозначно считалась немолодой. В песне из фильма «Служебный роман» возраст персонажей называется не иначе, как «осень жизни». В этом смысле фильм В.Меньшова «Москва слезам не верит» - лишь исключение, подтверждающее общее правило. Существует мнение, что культивирование «долгой молодости» характерно именно для капиталистических обществ с их стремлением пролить время пребывания человека в производственной среде. Но подоплёка не так важна для нас, как результат – зрелые женщины перестали воспринимать себя старухами.

Теперь обратимся непосредственно к образам эпохи. В начале десятилетия эталоном привлекательности считалась актриса Александра Яковлева. В ней была та самая «европейская» изюминка – тонкая талия, широкие плечи, длинные ноги. К тому же, она засветилась в полуэротической сцене с Леонидом Филатовым («Экипаж»). Меняя наряды в фильме «Чародеи», актриса воплощала тот официально разрешённый в СССР идеал западной красоты, который на тот момент для большинства женщин оставался только идеалом. Красавицами считались Ирина Алфёрова, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко, София Ротару – женщины разные и весьма самобытные. Огромную популярность имела певица Ромина Пауэр - её считали эталоном итальянской красоты, и мало кто знал, что Ромина – американка.

В эти годы в моде был сдержанный макияж – естественная гамма – красно-коричневые тона помады, серо-голубые или коричнево-бежевые тени, из туши – исключительно чёрная. Единственной «вольностью» были очень модные диско-блёстки, которые привозили из-за границы. Их полагалось тонким слоем распределять по векам для создания яркого дискотечного имиджа. В середине 1980-х в СССР проникает агрессивная молодёжная мода и соответствующий этой моде make-up.

В моде второй половины 1980-х – чрезмерная яркость, утрированный образ «городской девчонки», которой наплевать на все условности. В дамских журналах много писалось об умеренности и хорошем вкусе, об умении подчёркивать природную красоту. Однако эти увещевания часто оставались не услышанными. В моде перламутровые тени самых неожиданных цветов, а также рискованные сочетания – например, серых с ярко-розовым или синих – с жёлтым! Чёрная тушь кажется «скучной» - актуальны ярко-синяя, зелёная, фиолетовая. Подводка для глаз – непременно яркая и перламутровая, но возможна и угольно-чёрная. Румяна наносятся под скулы грубым и жирным мазком. Невероятно популярны были лаки для ногтей с разноцветными «блёстками». В каждую эпоху – свой «модный» тип лица.

В 1980-е наиболее привлекательными считались женские лица с высокими скулами и выраженными подбородками. Именно так выглядели популярные западные певицы – СС Catch, Kim Wilde, Samantha Fox. В заявленный образ вписывалась и первая «Мисс» – Маша Калинина, и следующая «Московская Красавица» - Лариса Литичевская. В конце 1980-х возникло совершенно новое для СССР понятие – секс-символ. Так стали называться актрисы, певицы и королевы красоты, которые не постеснялись раздеться перед фото- или кинокамерой. Первым таким символом стала молодая актриса Наталья Негода, изобразившая в «Маленькой Вере» половой акт с актёром Андреем Соколовым. После шумного успеха «…Веры» Негода снялась в американском ‘Playboy’ и, хотя её кинокарьера не заладилась, актриса навсегда осталась в истории как «первый и последний советский секс-символ»…

©Zina Korzina (Галина Р. Иванкина). 2009.