Статьи

Во время пандемии люкс ушел в online и «увяз» в контрафакте. Есть ли возможности для борьбы с подделками?

By Цветкова Анастасия

December 09, 2020

Одной из значительных проблем сегмента люкс являются растущие объемы контрафакта, материальный и репутационный ущерб, приносимый рынку поддельными товарами. Об этом сообщил Дмитрий Русаков, руководитель группы защиты брендов юридической фирмы «Городисский и Партнеры», во время шестой ежегодной конференции «Российский рынок товаров роскоши», организованнойФранко-российской торгово-промышленной палатой (CCI France Russie).

В 2019 году Высшая школа экономики провела исследование  рынка электронной коммерции. Статистика показала, что рынок рос стабильно с 2015 года. На это повлияло развитие технологий и активное внедрение интернет продажа у производителей продукции.

В России по итогам 2019 года рынок электронной коммерции достиг объемов  2 трлн. руб. При этом доля электронных продаж от общего оборота ретейла составляла всего 5,8%, что очень мало в сравнении с другими странами. В Китае и Южной Корее рынок электронной коммерции приближается к 30%.

Эксперты прогнозировали, что к 2024 году рынок составит 5,6 трлн. руб, однако уже понятно, что с учетом последствий ковида, он достигнет 7,2 трлн. рублей. Но Дмитрий Русаков считает, что эти цифры сильно занижены, потому что результаты продаж от перехода в онлайн мы увидим только через год-два в прогрессе.

— Ковид в 2020 году застал бизнес врасплох. Ему необходимо было в сжатые сроки подстроиться под вводимые ограничения – организовать удаленный рабочий процесс и адаптироваться к необратимому переходу в онлайн. Коронавирус ускорил и переход потребителей товаров роскоши в онлайн. Сейчас порядка 48% аудитории говорят о том, что они продолжат покупать продукцию через интернет, даже когда будут сняты все ограничения, локдауны. Сегодня интернет-продажи в сфере люкс, как и во всех других сферах, — это единственная возможность существовать и оставаться бизнесу на плаву, — говорит эксперт.

Однако, вместе с ростом онлайн-продаж, в сегменте люкс стал активно развиваться рынок контрафакта. Злоумышленники очень активно и даже быстрее, чем крупные корпорации, подстроились под ту систему продаж, которую нужно было сформировать. «Сфера люкса – индивидуальная и бутиковая. Когда человек приобретает люксовую продукцию, он хочет быть уникальным. В данном случае контрафакт «размывает» бренд», — уверен Дмитрий.

По некоторым оценкам, онлайн-продажи рынка персональных предметов роскоши к 2022 году могут достигнуть 32% рынка, при том, что в 2019 году занимали 12%. А это значит, что и у злоумышленников появится больше соблазна для обмана.

С использованием уникальной собственной LegalTech-платформы для выявления нарушений в интернете GorodisskyIPSecurity, специалисты юридической фирмы «Городисский и Партнеры», в частности аналитики и юристы, регулярно выявляют большое количество нарушений в сети Интернет и борются с ними активно. И согласно внутренней статистики компании учетом пандемии кол-во нарушений в интернете увеличилось.

Дмитрий Русаков, отметил типичные нарушения в сети интернет:

1.  Сайты-копии

Злоумышленники создают сайты с использованием в доменном имени части известного бренда или бренд целиков в различных вариация написания. На сайте выкладывают поддельные сертификаты качества и очень быстро продвигаются в интернете при помощи технических методов продвижения сайтов. Как правило, при поисковом запросе товара на первых позициях (в поисковой выдаче и в контекстной рекламе) индексируются сайты с контрафактом.

2.  Маркетплейсы

Торговые площадки типа Авито, АлиЭкспресс, ЯндексМаркет и пр. заполнены контрафактом из-за отсутствия контроля со стороны владельцев и простой процедуры выгрузки товара.

3.  Сайты, которые торгуют мультибрендовой продукцией

Как правило, это магазины реплик, которые не скрывают, что торгуют копиями. Так, например, за 6,5 тыс. руб. у них можно купить часы Rolex.

4.  Черные ресейлеры

Это продавцы люксовых копий под видом оригинала на российских и иностранных торговых площадках. Сегодня можно купить франшизу на черный ресейл, и вас сведут напрямую с заводами-производителями контрафакта. В основном, они расположены в Китае. Можно выбрать сегмент — часы, одежда и др. — и закупать продукцию напрямую у заводов. Действуя через интернет, злоумышленник может оставаться анонимным и осуществлять доставку по всему миру.

5.  Социальные сети

Они позволяют быстро создавать профили и развивать аккаунты. Туда «нагоняются» подписчики, искусственно имитируется спрос, это вводит в заблуждение потенциального покупателя, и, как следствие, он приобретает некачественную продукцию.

«Многие полагают, что введенная в 2020 году обязательная маркировка товаров решит проблему контрафакта. Она была проведена в различных сферах и продолжает применяться дальше. Наша компания провела собственное небольшое расследование в интернете, чтобы понять, как злоумышленники приспособились и подстроились к требованиям маркировки. Были найдены предложения о продаже нелегальных сигарет. Исследователи связались с продавцом и узнали, что в рознице сигареты стоят 163 руб, а в интернете их можно купить за 60-70 руб. Попросили прислать фотографию нелегальной продукции. На упаковке был нанесен код, которым необходимо маркировать легальную продукцию. При помощи специального мобильного приложения для проверки QR-коду мы просканировали код с нелегальной пачки и получили всю историю от производителя до конечной точки реализации. Это говорит о том, что злоумышленники очень оперативно подстроились под технические изменения по регулированию товаропроизводства и товарооборота, и никакой проблемы с точки зрения маркировки и реализации контрафакта для них не существует. Маркированные товары подделываются и активно продаются как в оффлайне, так и в онлайне».

С нарушениями в Интернете нужно и можно бороться, — уверен Дмитрий. Это нужно делать путем технического отслеживания всех нарушений и постоянного ведения претензионно-судебной работы.

Подробнее о том, как владельцам люксовых брендов эффективно бороться с нарушителями, рассказал Сергей Медведев, Партнер Юридической фирмы «Городисский и Партнеры», Патентный поверенный РФ.

Прежде всего, нужно понимать, что товарный знак является очень ценным нематериальным активом. На него признается исключительное право, которое можно и нужно защищать всеми возможными способами.

Способы защиты товарного знака:

1. Претензионная работа. Сергей отметил, что в онлайн-сфере претензия направляются не только к владельцам доменов и сайтов, но и к регистраторам и информационным посредникам, в частности, провайдерам хостинга, администрациям социальных сетей. Именно комплексная досудебная работа может дать положительный результат: например, последующее удаление нарушения, блокировка аккаунта или даже «вывод» нарушителя «на разговор» в целях урегулирования ситуации.

2. Таможенные меры. До того, как контрафакт попадает в онлайн, он пересекает границу РФ. Очевидно, что большая часть контрафакта привозится в Россию из Китая. На этапе ввоза товара в Россию необходимо иметь защиту товарного знака на таможне, посредством включения (регистрации) товарного знака в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Поскольку Россия является членом ЕЭС, наряду с Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизстаном, включение товарного знака в национальные таможенные реестры указанных стран тоже будет не лишним. ТРОИС ФТС России и другие национальные таможенные реестры стран ЕЭС помогут отслеживать ввоз/вывоз контрафакта через границы данных стран в целях дальнейшей защиты прав на товарный знак.

3. Работа с правоохранительными органами. Ее можно условно разделить на две части (ситуации):

4. Гражданский иск.  Он эффективно работает тогда, когда нужно бороться с агрессивными нарушителями, а также требовать не только запрета нарушения и уничтожения контрафакта, но и взыскания убытков или потерь (например, денежной компенсации), когда речь идёт о больших объемах. Опять же, гражданский иск может последовать в рамках уголовного преследования, а может быть предъявлен отдельно в компетентный суд. Помимо пресечения незаконных действий, изъятия и уничтожения контрафакта, взыскания, например, денежной компенсации, владелец товарного знака может попросить суд опубликовать вынесенное решение суда в прессе, т.е. придать делу о защите товарного знака более широкую огласку в медиа-пространстве в целях последующего общественного обсуждения.

5. Иные меры воздействия. Существуют и иные способы защиты прав на товарный знак. В частности, согласно положениям ст. 1253 ГК РФ, в случае, если компания неоднократно или грубо нарушает исключительное право на товарный знак, суд, при наличии вины такой компании, может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Таким образом, при определенных обстоятельствах, можно ликвидировать юридическое лицо, которое грубо или неоднократно нарушает право на товарный знак.

В заключении, Сергей отметил, что каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, учитывать все фактические обстоятельства для выбора наиболее эффективной стратегии по защите права на товарный знак. При этом, нужно работать не только в онлайне, но и в оффлайне, искать именно источник происхождения контрафакта, а не бороться с конечными рисейлерами. Проблема контрафакта носит международный характер, поэтому необходимо сотрудничать с местными и зарубежными детективами, государственными и международными правоохранительными органами, а также иностранными юристами и поверенными, чтобы добиваться максимальных результатов в борьбе с контрафактом.

«Наша юридическая фирма готова оказать должное содействие в этом вопросе и предложить на основе накопленного опыта комплексный подход (программу) с использованием уникальной LegalTech-платформы Gorodissky IP Security в защите товарного знака против контрафакта», — подчеркнул Сергей Медведев, Партнер Юридической фирмы «Городисский и Партнеры».