Статьи

Все на склон! Эволюция горнолыжной моды и ее светская жизнь в большом городе

By Яганова Арина

January 10, 2023

«Незнакомцы, встретившиеся в далеких странах, будут стремиться встретиться вновь»— цитата из фильма «Шарада» 1963-го года,  где один из образов Одри Хепберн претендовал на ярчайший образец костюма стиля аprès-ski, идеально характеризует привычку многих предметов гардероба вылезать из спячки и возвращаться на пьедестал современных трендов. Водонепроницаемые куртки с утеплителем из пуха, комбинезоны, штаны со штрипками и балаклавы — вся горнолыжная экипировка бодро спустилась со склонов, изъявив желание прижиться в гардеробе тех, кто никогда не бывал в горах и не имеет никакого отношения к зимним видам спорта. Сегодня мы пронесемся по биографии лыжной одежды и посмотрим, насколько практично примерять ее в повседневности.

А у вас случались моменты, когда сердце подсказывало, что поводом к созданию нечто вдохновляющего станет определенная кинолента? Не столь важно, какой ответ вы дадите, но для описания биографии горнолыжной моды трамплином станет фильм «Серенада Солнечной Долины» 1941-го года, который умиляет взаимоотношениями между персонажами и правдоподобным соответствием дресс-коду на холмах.

Музыкальная кинокартина режиссера Брюса Хамберстоуна освещает любовный треугольник, состоящий из пианиста Теда Скотта, певицы Вивьен Стоун и сбежавшей из охваченной войной Европы норвежки Карен Бенсон. Действие романтической комедии происходит на высокогорном курорте  Сан-Вэлли в горах штата Айдахо, где в 1936 году была построена первая в мире горнолыжная канатно-кресельная дорога. 

Несмотря на черно-белую окраску ленты, вас бы со стопроцентной гарантией привлекли купающиеся в солнце вершины и резвое маневрирование потенциальных молодоженов вниз наперегонки. Еще мог возникнуть вопрос «как они умудрялись не замерзнуть в куртках и брюках, которые выглядят настолько хлипко, что хочется проникнуть через экран и закутать опьяненных свободой горнолыжников в толстенные пледы». Поверьте, такие мысли приходят довольно часто, особенно если учитывать тот факт, что заботой о здоровье там и не пахнет. Но именно здесь проявляется любопытный феномен. Функциональная лыжная мода, призванная быть удобной для спортивных видов спорта, развивалась поступательно и прошла долгий путь от внешней привлекательности до эргономичности.

Предлагаю взять за точку отсчета конец XIX-го века, когда тела горнолыжников покрывали многослойные фасоны из легкого длинного нижнего белья и чулок, носков, гетр и подобия свитеров. А спустя два абзаца прийти к тому, что более менее знакомо.

Два слова —моральные устои и до истерики контролируемая длина женских юбок. В 1890-х годах благородным леди следовало бороздить сугробы  именно в таких одеяниях, прикрыв торс куртками из габардина. Ткань из шерстяных нитей плотного диагонального плетения и гладкой поверхностью, изобретенная Томасом Берберри в конце 19-го столетия, весьма успешно создавала барьер для ветра и снега. К тому же материал был еще и воздухонепроницаемым, за счет чего одежда, даже изрядно намокнув, согревала горнолыжников. И только к 1920-м годам, во многом благодаря таким модельерам как Коко Шанель и Поль Пуаре,а также добровольческим сельскохозяйственным рабочим в Великобритании на авансцене склонов девушки переоделись в туники и бриджи.

Первая мировая война вынудила производителей спортивной одежды использовать в дизайне практичные элементы военной униформы, в частности наружные карманы на пуговицах. Кстати, жакет с упомянутыми деталями вы можете лицезреть на точеной фигурке Сони Хени — той самой девушки с безупречной техникой катания, исполнившей  роль  главной интриганки в «Серенаде Солнечной Долины».

Переворачиваем страницу и приступаем к новой главе в хрестоматии лыжной моды, где авторами стилистических нововведений выступили Матиас Здарский и Ханнес Шнайдер. Австрийские инструкторы разработали методику современного катания, результаты которого зависели от вестиментарной поддержки. Проще говоря «чем удобнее одежда, тем больше удовольствия ты получишь от спусков». А что еще  может поднимать настроение помимо эмпатичных фасонов? Конечно, насыщенные оттенки, заимствованные у пестрой гаммы национальной австрийской одежды вроде кожаных штанов Lederhosen и платьев Dirndl. Зеленый, красный и нейтральный коричневый  украшались отделкой, имитирующей геометрическую архитектуру и полевые цветы горных лугов. Звучит, как прибыльный источник вдохновения для будущих поколений дизайнеров, заточенных на сюрреалистичные принты и колорблок. 

Но до монархии колористических приемов оставался один этап — переход от лайтового ски-тура к бравурному фрирайду. Экстремальный жанр потребовал более свободолюбивых силуэтов. Их амбассадорами стали облегающие комплекты, выполненные в контрастных цветах с эластичными манжетами на рукавах курток и нижней части брюк. И внимание, звезда  середины 30-х — горнолыжная куртка с утеплителем на гусином пуху Eddie Bauers Skyliner. Отцом пуховки стал американец Эдди Бауэр, который на правах кровного родства подсмотрел идею у родившегося в Сибири дяди. Но всенародная любовь пришла к его изобретению к концу 40-х. Проникла в сегмент горнолыжной одежды по причине того, что изнеженные ученики отказывались от занятий из-за холодных температур. Имели место некоторые корректировки. В новой версии наружный слой был сделан из легкого и быстросохнущего нейлона. Роль источника позитивных эмоций примерил на себя яркий цвет. Ведь Вторая мировая война закончилась, а значит, можно было снова радоваться жизни. 

Главнокомандующим красочных ансамблей выступил знаменитый дизайнер Эмилио Пуччи. Его внеконкурентные красочные комбинезоны горделиво взирали на потребителей моды с обложек VOGUE и других глянцевых изданий. 

 Когда ситуация с вариативностью принтов активно процветала, в поле зрения появляется мюнхенский производитель лыжной одежды Bogner и его основатели — Вилли Богнер и Мария Лукс. Когда они сыграли свадьбу, то помимо любящих супругов стали бизнес-партнерами. В 1951-году Мария Богнер подарила миру эластичные лыжные штаны со штрипками. Эти облегающие  брюки из смеси шерсти и нейлона, популярные вплоть до 80-х годов, не задирались вверх, что несомненно упрощало процесс катания и подготовку к нему. Для дам прилагался дополнительный бонус в виде подчеркнутого изгиба бедер и узкой талии. Законодатели моды начали рифмовать комплекты с мохеровыми свитерами, покрытыми оленями и снежинками, ушанками с опушкой и другими аксессуарами на зимний лад. 

Эксперименты набирали обороты, и уже к 60-м годам помимо материалов из области текстильного авангарда в распоряжении лыжников оказались маски с двойными незапотевающими линзами, автоматические  крепления, сократившие число тяжелых травм, жесткие пластиковые ботинки с клипсами, подходящие для мощных лыж со слоями стекловолокна. Поверхность склонов становилась более ровной благодаря ратракам, а горнолыжнаяя одежда научилась растягиваться и сохранять форму по пропорциям своего владельца, обеспечивая большую свободу движения и хорошие аэродинамические свойства. 

 Что нужно сделать после поцелуев со снежинками во время быстрого спуска? Побаловать себя бокалом просекко, флиртом с ухажером и дефиле по территории курорта. Дресс-код для подобной деятельности  получил название аprès-ski, который с французского дословно переводится как «после лыж». Еще с 1920-х годов представители голливудской богемы выработали свои формулы нарядов, подходящих для расслабления после гонок на склонах. И эти теоремы с каждым десятилетием наполнились новыми fashion-приемами. Свитера крупной вязки, наподобие того, что красовался на плечах Адама Драйвера в фильме Ридли Скотта «Дом Гуччи»; комбинезон в оттенки фуксии в паре с водолазкой по заветам Принцессы Дианы; горнолыжный шлем в дуэте с солнцезащитными очками как у Одри Хепберн в кинокартине «Шарада». А теперь, когда мы осветили важный момент в биографии горнолыжной моды, нас ждет еще одно культовое событие — появление спандекса. 

Главная особенность материала — эластичность. Его комбинировали с другими синтетическими волокнами и шерстью, чтобы обеспечить большее растяжение, чем у нейлона, и мгновенное восстановление исходной формы изделия. Потенциал такой одежды в полной мере раскрылся на Олимпийских играх. Победитель зимней Олимпиады 1968-го года в Гренобле Жан-Клод Килли и его горнолыжной костюм из спандекса с толикой гламура до такой степени стали примером для подражания, что спортсмена окрестили живым воплощением Джеймса Бонда.

 С приходом 70-х привилегия править бал досталась синтетике. Стеганые утепленные куртки с отстегивающимися рукавами превращались в теплые жилеты; брюки с расклешенными штанинами  создавали непринужденный образ; комбинезоны с воротником на молнии приоткрывали скандинавские орнаменты на воротниках свитеров. Не успели лыжники моргнуть глазом, как вещи уже адаптировались в casual-сегменте и органично  смотрелись в повседневности.  В женских журналах часто мелькали куртки с инкрустированным искусственным мехом, где также использовались винил и металлизированные ткани. К списку желанных мастхэвов присоединились «мунбуты», «космические шапочки» и пуховки в психоделических оттенках.

 К 80-м горнолыжная экипировка официально обрела статус outdoor-одежды. Не трудно догадаться, что бренды вступили в жесткую конкуренцию и начали соревноваться в создании около горнолыжных вещей и аксессуаров. Главным оружием стали фирменные логотипы. Специализированным на горнолыжной моде Patagonia, Bogner и The North Face пришлось делить успех с мастодонтами роскоши вроде Prada, Emporio Armani и Gucci. 

Традиция сохранилась по сей день. Например, Миучча Прада в сезоне Fall 21/22 устроила показ в Альпах, нарядив моделей в знакомые дутые комбинезоны, балаклавы, капоры, варежки и даже унты. Мы в свою очередь нашли адаптации горнолыжной экипировки в коллекциях Pre-Fall 2023, которые никогда не вышагивают по подиуму, но состоят из самых нужных в повседневной жизни вещей.

 У Phillip Plein — монохромный картбланш. Мужской образ на основе свитера  с символом на груди и фамилией креативного  директора на вырезе и наброшенной поверх узорчатой паркой. Женский — электрическое фиолетовое трио из бликующей олимпийки и брюк с завершающим аккордом в виде дубленки авиатора. Chloé представили плюшевую дубленку из овчины со вставками шоколадной замши и пару-тройку трикотажных платьев с перфорацией.

К слову в коллекциях Resort 2023, рассчитанных на безмятежный отдых, также нашлись предки вещей с горных склонов. Fendi продемонстрировали целую плеяду: комбинезон с карманами на молнии сложного оливкового-золотого оттенка с шапкой и теплыми гетрами, серебристые дутые куртки, меховые бомберы с высоким горлом и приклеенной снизу сумкой-подушкой и, конечно, намеренно растянутые свитера с анархической геометрией. 

Gucci посоветовали  косматые шубы с намеком на ретро, для тех кто не хочет замерзнуть, добираясь до курорта, а Christian Dior — оверсайз пледы, призванные согреть вас вечером после дня на склоне.

Если, вам не терпится, сыграть в горнолыжника, попробуйте интегрировать одну вещь в свой образ, и будет вам счастье.