26 апреля 2018 года в преддверии церемонии закрытия 40-го Московского Международного кинофестиваля президент смотра, режиссер, глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков провел традиционный брифинг.

 В этом году в основной программе ММКФ было показано 212 фильмов, в Российских программах – 88, в том числе 42 ленты из регионов России. Общее число фильмов – 299 полнометражных и короткометражных фильмов из 67 стран мира. Сеансы посетили более 50 тысяч зрителей. Аккредитовано было 5 490 человек: 1930 – пресса, 3 560 – участники и гости, в том числе 271 – иностранные участники и гости фестиваля.

 «С точки зрения места фестиваля в фестивальном движении апрель – самое удобное время, потому что мы находимся между Берлином и Каннами, и меньше нервотрепки, суеты у журналистов, больше возможность отбора. Мы подали заявку, как решит FIAPF, так и будет», – отметил Михалков.

 Он подчеркнул, что в этом году отборщики провели «гигантскую работу», и отметил, что полностью доверяет их профессиональному выбору.

 «Я посмотрел довольно много картин, среди них много очень хороших. Я говорил с членами жюри, и когда они сказали, что посмотрели хорошее кино, мне было это очень важно. Тем более интересно, кто окажется победителем», – подчеркнул президент ММКФ.

 Что же касается фестивального центра, то Михалков отметил, что уже «есть проект, все движется планомерно, все бумаги подписаны». Однако точных дат открытия центра он пока назвать не может.

 «Конечно, нужно иметь свое здание. Я благодарен дирекции Театра мюзикла, руководителям и владельцам «Каро Октябрь». Но хочется уже, конечно, иметь свой центр, и я надеюсь, что в обозримом будущем мы его получим. В прошлые разы, когда я говорил об этом, это все носило декларативный характер, сейчас все в документах, договорах. Работа идет», – отметил Никита Михалков.

 Он также сообщил, что осенью начнет снимать свою новую картину, но подробностями предпочел пока не делиться. Зато рассказал о своем видении «женских» тенденций в нынешнем кинопроцессе.

 «Женщины сильно потеснили мужчин в режиссуре. Не хочу сказать ничего предосудительного, но честно отмечу, что всегда считал режиссуру сугубо мужским делом, потому что это очень жестокая работа. Если вы посмотрите на женщин, которые достаточно долгое время занимались режиссурой, вы увидите в них черты достаточно не женские. Это так, и это не всегда приятно. Тем не менее есть результат, и это цель, которая оправдывает средства. Как раз некий собирательный образ сегодняшней женщины – это женщина, которая стала режиссером, которая берет в свои руки бразды управления людьми на съемочной площадке, являющейся гигантским механизмом, постоянно требующим внимания и тактильности», – подчеркнул Михалков.

 Фестивальное движение он назвал «двигателем кинематографа», местом, где люди «могут продемонстрировать то, что не будет показано на широком экране». Впрочем, Михалков считает, что фестивальное кино необходимо показывать и в отдельных кинотеатрах в течение всего года.

 «Прокат – это циничная вещь. Я не специалист в этом. На мой непросвещенный взгляд, должны быть какие-то муниципальные кинотеатры, где крутится такое кино. Я считаю, что этот кинотеатр должен быть на дотации, от него не надо требовать прибыли, но в нем все время должно крутиться кино, которое не может выйти на широкий экран мультиплексов. Я бы хотел, чтобы Союз кинематографистов мог помочь тому, чтобы появилось хотя бы по одному такому кинотеатру в городе», – отметил Михалков.

 Кроме того, президент ММКФ считает, что нужно устраивать смотры регионального кино.

 «Мы видим, как развивается кинематограф в Якутии или Башкирии. Мы видим, как в регионах возникает национальный кинематограф на национальном языке, и становится в ряд с большими картинами, даже интернациональными. Министерство культуры запустило около 400 кинотеатров в городах с населением до 100 тысяч жителей, и это в определенном смысле стимулирует не только показ, но и производство, возможность снимать региональное кино, пусть оно будет не такое цветастое и богатое, но стимулировать надо», – подчеркнул Никита Михалков.