фото: Серж Самойлов
На днях в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума в Эрмитажном театре был представлен спектакль «Репетируя Прокофьева: Сказ про то, как шут семерых шутов перешутил». Уникальность этой постановки в том, что впервые в России создателем спектакля стал французский хореограф, Шевалье и Офисьель Ордена Искусств и Литературы Франции, лауреат премии «Золотая маска», руководитель Национального хореографического центра в Гавре и Национального центра современного танца в Анже — Режис Обадиа. Совместно с автором идеи Михаилом Водзуми, продюсером Евгенией Водзуми и международным симфоническим оркестром «Таврический» (художественный руководитель и главный дирижер — Михаил Голиков) ему удалось передать атмосферу сумасшедшего темперамента современной хореографии, обрамленного музыкальным безумием Прокофьева. Постановка была представлена большим законченным отрывком из балета, но это лишь начальная часть грандиозного замысла хореографа, поскольку Обадиа задумал еще более необычные решения по следующим картинам балета. Они будут представлены публике уже в следующем году.
Еще в 1914 знаменитый устроитель «Русских сезонов» в Париже С. Дягилев заказал Прокофьеву балет из времен русского язычества. Прокофьев внимательно прочел собрание русских сказок, сделанное известным исследователем А. Афанасьевым, и на их основе вместе с Дягилевым разработал либретто. Премьера спектакля состоялась в Париже в мае 1921. В последующие годы балет неоднократно ставился разными хореографами и имел счастливую сценическую судьбу, но удивительно то, что почти 100 лет спустя ситуация зеркально повторилась: впервые именно французский хореограф ставит этот спектакль в России.
Зрителей поразило прежде всего то, что каждый хореографический штрих взвешен и выверен, слит воедино с музыкой. Тела танцоров переплетаются в причудливую паутину, они не делают ни одного проходного или случайного движения, чтобы повторить каждым мускулом тела заданные хореографические движения. Артисты, выпускники Академии Балета им. А.Я. Вагановой, все как один обладают безупречной техникой классического балета и владением современной пластикой. Главную роль — роль шута безупречно исполнил солист Мариинского театра Андрей Иванов. Великолепные авторские кокошники ручной работы были предоставлены талантливым российским дизайнером Любовью Михалевой.
Автор идеи Михаил Водзуми признался, что главный посыл постановки — суметь передать дух творчества, показать процесс, в результате которого и рождается художественное произведение.