Третьяковская галерея провела пресс-конференцию о предреставрационных исследованиях картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и других подготовительных работах. В ходе презентации выступающие рассказали, какие подготовительные работы, сложные технологические исследования были проведены. Также было сообщено, в каком объеме и какими материалами Третьяковская галерея планирует представить знаменитое произведение на предстоящей монографической выставке Репина, которая откроется в Третьяковской галерее в марте 2019 года.
25 мая на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван…» было совершено вандальное нападение. От ударов металлической стойкой ограждения пострадала центральная часть картины — изображения фигур царя и его сына. Был поврежден холст, частично утрачен красочный слой на местах удара, из-за разбитого стекла на живописи образовались множественные царапины. Предреставрационные исследования картины были начаты в июне, вскоре после случившегося. Это необходимый этап работы, предваряющий сложнейшую реставрацию полотна. Полученные результаты помогут сформулировать реставрационное задание. По плану исследовательский этап работ должен быть завершен в первом квартале 2019 года.
В первые же дни после трагедии были проведены консультации со специалистами в области технологии живописи и с реставраторами, несколько реставрационных советов, чтобы выработать план дальнейших действий.Главными задачами этапа предреставрационных исследований стали изучение и анализ художественных материалов произведения для определения методов последующей реставрации и проведение подробной диагностики с целью установления причины или комплекса причин, вызывающих хронические проблемы сохранности полотна.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван…», как известно, уже подвергалась нападению в 1913 году, что привело к необходимости провести ее первую серьезную реставрацию. Кроме того, произведение имеет хроническую «болезнь» в виде отслоений красочного слоя. В связи с этим на протяжении 100 лет пребывания в Галерее полотно не покидало ее стен, находясь в стабильных климатических условиях под пристальным наблюдением реставраторов. Периодически картина осматривается, проводится требуемая реставрационная профилактика.
Сроки, заложенные для выполнения этапа исследований, последовательность шагов и методика полностью согласуются с современной мировой практикой для подобных крупных проектов. Самым первым и неотложным действием, предпринятым специалистами, стали исследование и съемка с помощью микроскопа всей поверхности произведения. Понимая, что удары могли спровоцировать самые разные негативные процессы, в том числе увеличить риск осыпей живописи, необходимо было детально изучить состояние ее сохранности после атаки. Внимательный анализ полученных результатов позволил разрешить продолжение работ с картиной, в том числе переместить ее в вертикальное положение.
Таким образом, стало возможным проведение всех видов фотосъемки, включая съемку в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне излучения, макросъемку. Также выполнено полное рентгенографирование картины — чрезвычайно сложное в техническом плане исследование, которое способно помочь в выявлении микроповреждений холста и красочного слоя, невидимых при визуальном осмотре. Кроме того, рентгенограмма наглядно демонстрирует плотность авторской живописи, движение кисти, направление мазков – эти параметры реставраторы будут учитывать, работая с участками повреждений.
Значительное время заняли химические исследования методом рентгенофлуоресцентного анализа и ИК-спектрометрии, которые дали представление о художественных материалах, использованных в произведении искусства. Само исследование проводится за несколько дней, а анализ полученных данных требует длительного времени. На настоящий момент набран большой объем материала, но часть полученных параметров потребует еще более точного определения с помощью других методов химического исследования.Параллельно с работой над картиной «Иван Грозный и сын его Иван…» были проведены исследования ряда других, близких по дате и некоторым своим характеристикам произведений Ильи Репина из собрания Третьяковской галереи с целью увеличить базу сравнительного материала.
Важно отметить, что любой подобный комплексный проект, включающий кропотливую и порой длительную подготовку с последующей уникальной реставрацией, становится дверью в будущее, опытом, который позволит сохранить многие ценнейшие памятники культурного наследия.
Весь комплекс исследований и техническое оснащение реставрационных работ проходят благодаря масштабной поддержке партнера Третьяковской галереи — ПАО Сбербанк России.
Михаил ГУРЕВИЧ