Блоги

Мода под санкциями. Железный занавес или возможность для развития.

By Расторгуева Софья Андреевна

June 08, 2023

Мода под санкциями. Железный занавес или лучший момент для развития?

Как отечественная мода реагирует на изменения на мировой модной арене? Как молодому бренду заявить о себе и какие способы продвижения выбрать?

На эти вопросы сегодня ответит российский дизайнер, основатель бренда RASTORGUEVA, Софья Расторгуева.

Весна 2022 года стала переломной в истории развития отечественной моды. В марте-апреле 2022 года рынок России покинули десятки иностранных брендов одежды – от небольших компаний до настоящих гигантов в мире моды. С российского рынка ушли практически все представители сегмента люкс, а также значительная часть масс-маркета. Отечественные  fashion компании оказались в непростой ситуации – значительная часть ниши освободилась, но вместе с этим возникли большие трудности с производством изделий, поиском поставщиков тканей и фурнитуры, логистикой и непосредственно маркетингом. Многим брендам пришлось перестраиваться и начинать развитие с учётом новых внешних условий, какие-то компании вовсе начали своё развитие с нуля.

Сейчас отечественные бренды одежды получили своего рода карт-бланш, поскольку освободилась значительная часть fashion рынка. Российский рынок покинула огромная часть иностранных брендов, поэтому интерес потребителей и массовой аудитории будет направлен, в основном, на внутренних производителей и, соответственно, на новые локальные бренды.

С какими трудностями столкнулась отечественная модная индустрия?

Прежде всего, трудности связаны с поиском поставщиков тканей, фурнитуры и необходимых материалов, поскольку вместе с зарубежными брендами из России ушла часть компаний по производству тканей и прочих материалов. На территории России в данной отрасли несколько десятилетий наблюдается масштабный структурный кризис и отсутствие благоприятной конъюнктуры для рывка. Это объясняется несколькими факторами. Прежде всего разрушением развитой производственной системы: долгое время после развала СССР крупнейшие фабрики, выпускавшие ткани, находились в законсервированном состоянии, а после и вовсе закрылись.

Безусловно, в России есть локальные компании, которые выпускают качественную продукцию, но их количество настолько мало, что не может закрыть потребности всех брендов одежды.Заказывать сырьё у европейских производителей стало в разы труднее, также кратно увеличилась стоимость этого сырья.

Помимо поиска новых поставщиков fashion индустрия столкнулась с проблемами логистики и поиска новых транспортных партнёров. Многие транспортные компании ушли с территории России, авиасообщение приостановлено, что затрудняет доставку грузов и увеличивает время ожидания поставок.

Проблемы с кадрами. Массовое закрытие производств привело к дефициту профильных специалистов: закройщиков, технологов, швей, конструкторов. Практически каждый, кто пытается запустить бизнес, связанный с производством одежды, сталкивается с кадровым голодом.

Также следует учитывать тот факт, что всё швейное оборудование на производствах импортное, соответственно, обслуживать такое оборудование, закупать комплектующие стало в разы сложнее.

Как адаптируются отечественные бренды к новым условиям рынка?

Из Китая – в Россию

Большая часть российских брендов одежды отшивала свою продукцию на территории Китая и стран СНГ. Однако сейчас это невыгодно, прежде всего, из-за непостоянства курса валют и трудностях при выполнении платежей– многие иностранные банки просто не пропускают платежи с территории России. Также есть серьёзные проблемы с доставкой с территорий иностранных государств из-за сложной логистики. На сегодняшний день время доставки с территории Китая увеличилось практически в 2 раза, соответственно компании должны учитывать этот фактор и отправлять заказы на пошив коллекций с большим запасом по времени.

Сейчас многие отечественные производители одежды переносят производство из Китая в Россию, всё чаще бренды открывают собственные швейные цеха и работают по принципу производства полного цикла. Такой метод производства помогает чётко спланировать объёмы партий и произвести товар чётко с срок.

Российские бренды сейчас активно открывают дополнительные цеха, расширяют линии производства, а также увеличивают перечень предоставляемых услуг.

Какие игроки быстрее остальных адаптировались к новым условиям?

Безусловно, это молодые бренды и те, кто только начинает развитие в модном сегменте.

Во-первых, проще начать  бизнес с нуля, чем перестраивать и адаптировать его под новые условия рынка.

Во-вторых, новые бренды получили возможность отшивать небольшие партии товара на фабриках. Теперь крупные фабрики готовы работать с небольшими и начинающими компаниями. Это, безусловно, огромный плюс для тех брендов, которые не готовы заказывать огромные партии продукции.

В-третьих,  спрос на продукцию отечественных брендов увеличивается. Также государство активно поддерживает молодые бренды и предоставляет выгодные условия для развития и масштабирования, в том числе предоставляет выгодные условия для кредитования и аренды торговых площадей.

Как бы не развивался отечественный рынок и индустрия моды в перспективе, на сегодняшний день можно сказать точно, что сейчас для российского бизнеса горит зеленый свет и есть возможность обойти многих иностранных конкурентов. Сейчас нужно выходить на новые площадки, маркетплейсы, запускать активную рекламу в разрешенных соцсетях и продвигать свою продукцию на внутреннем рынке.

В условиях санкций потенциал для развития есть не только у российских дизайнеров, но и у всех специалистов швейного производства, в которых сейчас нуждается рынок.