Моногамия – это то, чего требует каждая любящая себя женщина. Кому хочется своего выбранного, найденного с таким трудом, прикормленного борщами и стейками, привороженного ценой спортзалов и диет, делить с кем-то еще? Мы даже готовы переложить эту ответственность с его плеч на свои. Нередко, виноватыми в мужских изменах женщины считают себя: не удержала, не уделяла должного внимания, носки забыла постирать. Пора как-то прекратить считать верность или неверность – категориями контролируемыми разумом. Это не так. Еще в 2010 году ученые якобы обнаружили некий ген верности, который определяет моногамное/полигамное сексуальное поведение человека — гормон вазопрессин.
То есть если ваш Паша родился с таким вот генетическим кодом «бабника», то сколько бы вы не старались, он не изменится. Это как «горбатого могила исправит». Другое дело, что этот «горб» вы замечаете в самом начале отношений, а значит, примириться с этим или расстаться – выбор женщины. Все остальное – последствия вашего решения.
Постоянный партнер, по нашему мнению, обязан хранить верность нам, мы – ему, а все остальное – дело животное. Но с животными и птицами дела тоже обстоят по-разному.
Моногамия наблюдается почти у всех птиц. Нам известны, в основном, песни про верность лебедей, аистов, орлов. Но и под словом «постоянство» понимаются разные по длительности величины. У биологов моногамией считается даже сезонная верность. Грифы выбирают друг друга на несколько лет, гуси расстаются после появления потомства. Среди млекопитающих тоже есть довольно стабильные союзы: бобры, песцы, лисы, горностаи. Кстати, устойчивое сочетание «одинокий волк» не имеет отношения к действительности: живут себе парой и не один год.
Знаете ли вы, когда человек подумал о моногамности отношений? Еще до появления человека разумного самец помогал только той самке, с которой имел постоянные сексуальные отношения. Такая система «секс за заботу и еду» избавила мужчин от чувства ревности к другим мужчинам в стае. А вот сколько было таких самок – вопрос. Однако конфликты между самцами одной человеческой стаи заметно минимизировались. Зачем все-таки изменяют самцы? Чтобы передать свои гены как можно большему потомству. Зачем изменяют самки? Чтобы проконтролировать, не появился ли на рынке генного материала более представительный партнер.
Причины с точки зрения биологии не поменялись. Но этический идеал стал искусственной надстройкой над биологией. Этика воюет с биологией, и биология пока выигрывает. Среди людей только 3 процента супругов остаются верны в браке с течением времени. Поиск сексуального разнообразия, эмоциональной близости, поиск “второго мнения” о ваших личных качествах и способностях, — все это рождает желание изменить партнеру.
Чтобы ни решили ученые, я категорически против вмешательства в биологическую сторону вопроса. Конечно, можно начать стимулировать выработку гормона вазопрессина, который будет заменять наслаждение от занятий сексом, но мне, например, подобный метод кажется таким же пошлым, как кодирование от алкоголизма. Кодировать чувства к водке – странно, кодировать чувства к женщине – невозможно. Остается полагаться на любовь.
Ваша Дарина Малкири.