Зашел в пятицу вечером поздравить М. Ример с открытием бутика российских дизайнеров. Саму Марину вы можете знать по ее дизайнерским работам. Она работала в Димой Логиновым в Arsenicum, а после его ухода из Enton в конце 2006 года сменила его на посту креативного директора. В этом качестве она выпустила две коллекции (во всяком случае, показов на РФВ было точно два). Вещи не слишком сейчас мне памятны (все-таки это была коллекция для масс-маркет марки), к тому же для постановки была приглашена Нина Чусова. Даже лучших театральных режиссеров, на мой взгляд, к подиуму без специальной подготовки подпускать нельзя — они увлекаются зрелищностью и забывают, что целью профессионального показа являтся рассказ о коллекции. В итоге, как раз о коллекции я не помню ничего, хотя память на вещи у меня отличная. Скейт-бордисты, шоссейные декорации, проекции, велосипедисты, танцоры, велосипедисты сливались в огромный калейдоскоп, как если бы мы попытались просмотреть современное прочтение 3 акта «Баядерки» за 15 минут. Слонов не было, но были, кажется, афро-парики.
Годом позже на «Крыше» была показана ее самостоятельная коллекция, посвященная проблемам экологии. Трикотаж, сорочки и джинсы с принтами Кости Гайдая. Деньги от продаж ограниченной серии пошли в WWF. Не помню, моя ли эта фантазия или легенда показа, но, кажется, некоторые ткани были с витаминными пропитками. Осенью прошлого года на РФВ представлялась женская коллекция М. Ример. Очень лаконичные работы, без истерики и с несомненным интеллигентным вкусом. Имитация меха тканевыми лентами, шелковые платья с запахом, прозрачные блузки. Мне очень запомнился чудесный коралловый жакет без рукавов: двубортный, отрезной по талии, с великолепной баской. Чуть позже обязательно попытаюсь найти фотографию.
Однако главным вкладом в российскую моду можно назвать ее проект «Четвертый этаж» (Fourth Floor). Изначально на четвертом этаже жилого дома на углу Садовой и Красина находилась мастерская Ример (еще чуть раньше там, судя по сохранившимся интерьерам, мог находиться элитный шпионский бордель). В мастерской отшивались подиумные вещи и микро-партии для Вики Газинской, Гайдая, Алексеева, Pure Joy Fashion и, вероятно, для Логинова, до открытия им самостоятельного производства. Там же происходил постоянный samples sale. Впоследнии для этих и некоторых других марок открылся очень успешный пресс-шоурум. В нем почти неизбежно оказывались работы почти всех российских emerging talents, всех тех, о ком говорили и кем интересовались в связи с развивающейся российской модой. Когда число представленных Домов перевалило далеко за 20, производство закрыли, а вскоре шоурум переехал на Спиридоновку.???
Проект Fourth Floor был (и остается) замечательной возможностью познакомиться почти со всеми лучшими силами российской моды, что невозможно сделать на разрозненных московских Неделях (хотя при расширении состав участников шоурума стал немного неоднородным). Показы «Русских сезонов» (о них я побробно пишу здесь: abolenkin.livejournal.com/5195.html) состоят сплошь из его участников, да и в расписании других Недель они числятся среди основных звезд. Именно в таком качестве проект привлек внимание инвестора и получил возможности для расширения. Помимо бутика, по словам Марины, вернется производство, добавится магазин Интернет продаж, бутик вторых линий и много чего еще. Появился не просто крупный игрок на скромном рынке российской дизайнерской одежды, а компания, которая интересуется локальной модой и ее создателями, участвует в их развитии профессионально и искренне.
Свежеоткрытый бутик (заявленный как круглосуточный, но что-то мне это кажется сомнительным) собрал все лучшие силы: Арнгольдта, В. Назарян, Олега Бирюкова, Свету Тегин, Олега Овсиева (Viva Vox), К. Гассилина, Бессариона, С. Теплова, Л. Норсоян, Лену Васильеву, Лилию Пустовит, Е. Цоколенко. Наверняка, кого-то забыл упомянуть. За вычетом пяти-шести имен и нескольких Домов с собственным представительством это и есть современная отечественная мода, умещенная в три комнаты бывшей квартиры во дворе Б. Козинского (д. 23 стр. 1). До сих пор это не удавалось никому, включая и бутик «Марки» (я был его арт-директором и закупщиком дебютные сезоны работы), который начал первые системные продажи российской дизайнерской одежды. Собственно, даже задачи такой никто не ставил — этот бизнес слишком повержен субъективным рискам, а потому сложный для прогнозов.
Собственно, риски никуда не делись и сейчас. Предметы для коллекции бутика отбирали сами дизайнеры (все вещи специально изготовлены к случаю), поэтому коллекция получилась очень репрезентативной — именно так хотят быть представлены ведущие отечественные дизайнеры, и такая возможность им была предоставлена. Все вещи были закуплены бутиком. Одновременно, это означает, что ассортимент отражает представление Домов о продаваемости (очень взвешенные) и о ценовой политике. А вот с этим очень часто возникают проблемы. Я даже не стал интересоваться ценами — все предметы, несомненно, относятся к люксовым по исполнению, сделаны очень ограниченными партиями или в единственном экземпляре, но отказ проекта от регулирования по технологичности, материалам и стоимости почти непременно приведет к тому, что дизайнеры, почти не занимающиеся вложениеми в маркетинг, оценят свою продукцию наравне с международными Домами, которые долгие годы вкладывают в него миллионы. С потребительской точки зрения, это не очень оптимистично. Традиционные сложности с поставками возникли уже сейчас (кроме как в случае, что предсазуемо, О. Бирюкова, Л. Пустовит, Светы Тегин: Питер, Украина и собственное производство) — последние вещи поступили в бутик уже в утро отрытия. Впрочем, я до такой степени рад как специалист и энтузиаст российской моды, что об этом я подумаю после. Пока же я просто очень счастлив и желаю проекту процветания.