«Отоваренная мечта» — экскурс в историю советского дефицита и исследование взаимоотношений дефицита и рекламы в нашей стране с конца 1910-х до середины 1990-х годов.

Первая мировая война, Октябрьский переворот, гражданская война уже к 1918 году привели к тому, что страна, лежавшая в разрухе, столкнулась с проблемой тотального дефицита — продуктов питания, одежды, предметов быта и предметов первой необходимости.

Новая экономическая политика, НЭП, немного и ненадолго помогла справиться с проблемой дефицита. Покончить с ней удалось только в новой России к середине 90-х годов — с отменой плановой экономики и началом свободной торговли.

В обществе дефицита реклама становилась явлением парадоксальным: ведь главная проблема состояла не в том, чтобы повысить спрос, а в том, чтобы его хоть как-то удовлетворить. Любая вещь — даже самой первой необходимости — была для советского человека объектом мечты. Ее нужно было «доставать», и для этого было недостаточно просто работать и зарабатывать деньги. Для достижения «мечты» приходилось менять галоши на ткани, ткани на пылесос... Дальше все это менялось на дефицитные книги, потом на билеты в театр, дефицитный холодильник или дефицитную машину...

Советская реклама не просто демонстрировала книги и зубную пасту, галоши и майонез, соки, шампанское и черную икру, пылесосы и полотёры, телевизоры, автомобили и, конечно, советскую парфюмерию. Каждый рекламный плакат, прежде всего, создавал имидж счастливого общества изобилия и подкреплял главный советский лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселее!»

На выставке представлены фотографии, отражающие то, как менялось время в СССР с начала и до конца ХХ века. Их авторы — классики российской фотографии, такие как Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Всеволод Тарасевич, Дмитрий Бальтерманц, Виктор Ахломов и многие другие. Одновременно на выставке представлены плакаты замечательных советских художников, в том числе и Александра Родченко.

На выставке установлено много мониторов с отрывками из классики советского кино, где тема «отоваренной мечты» всплывала регулярно. Это легендарные фильмы Бориса Барнета, Георгия Александрова, Константина Юдина, Эльдара Рязанова и других.

Экспозицию поддерживают предметы советского быта из Московского музея дизайна: советские игрушки, шапки и туфельки, флакончики вожделенной парфюмерии, телевизор КВН, бережно сохраненные банки от черной икры и даже усеянные заплатами «импортные» джинсы знаменитого фотографа и журналиста Юрия Роста.

На выставке, как и когда-то в Советском Союзе, мечта побеждает реальность, а в ее заключительной главе, посвященной 90-м, видно, как дефицит начинает сходить на нет, а мечту затмевает открывшийся рынок.

ФОТОРЕПОРТАЖ подготовлен с применением MOTO X Play  ( линейка новых смартфонов LENOVO)