В МГУ завершился первый курс программы «Продюсирование кино и телепрограмм» для студентов Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (ВШКПиУ). С февраля по апрель топ-менеджеры ГПМ КИТ рассказывали студентам о том, как создавать событие из любого медиапроекта, как отстоять идею, в которую веришь и как будущему продюсеру могут помочь навыки всех смежных кинопрофессий.
Напомним, образовательная программа реализуется специализированным блоком лекций в соответствии с соглашением о сотрудничестве МГУ, медиахолдинга «Газпром-медиа», Группы Компаний ГПМ КИТ и телеканала НТВ. Программа направлена на подготовку и развитие квалифицированных кадров в кино- и теле- индустрии.
Идея создания такого курса возникла у Рафаела Минасбекяна, генерального директора Группы Компаний ГПМ КИТ. Образовательная программа предполагает не только теоретические знания, но и практическую работу над реальными проектами, мастер-классы, учебные питчинги и экскурсии на съемочные площадки.
Рафаел Минасбекян, генеральный директор Группы Компаний ГПМ КИТ:
«Сегодня индустрия остро нуждается в квалифицированных кадрах. Это касается практически всех профессий, так или иначе связанных с кино.
Однако, есть специальность, которая помимо своего функционала, подразумевает поиск и, отчасти, обучение специалистов, составляющих основу съемочной группы — Продюсер. Это ключевое звено.
Не так давно я обсуждал эту проблему с Михаил Ефимовичем Швыдким и Еленой Вячеславовной Халиповой — создателями, вдохновителями и руководителями одного из самых передовых в области культуры факультетов нашей страны — Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (ВШКПиУ) МГУ им. Ломоносова. Так у нас родилась идея создания образовательного курса «Продюсирование кино и телепрограмм», который мы активно реализуем в этом году. Я очень рад, что «Газпром-медиа» и Группа Компаний ГПМ КИТ в частности играют важную роль в подготовке новой формации продюсеров и являются производственной базой для эффективных практических занятий».
С февраля по апрель перед студентами выступили топ-менеджеры «Киностудии КИТ» (входит в Группу Компаний ГПМ КИТ): генеральный директор Джаник Файзиев; первый заместитель генерального директора Александр Бондарев и главный редактор Элина Столерова.
Джаник Файзиев рассказал о мифах и реалиях современной кино- и web-индустрии, а также о тонкостях и трудностях в работе продюсера. Во время мастер-класса он объяснил студентам, как работает производство современного популярного контента в разных средах. В своем выступлении Джаник Файзиев сделал акцент на важности понимания и изучения аудитории, на которую работает продюсер.
«Продюсер – это пахарь! Вы должны будете работать 24 часа. И всегда нужно помнить, для какой аудитории вы создаете продукт. Конечно, не бывает абсолютно идеального для всех контента. Но продюсер должен понимать аудиторию, на которую работает, и находить способ достучаться до этой аудитории», — уверен Джаник Файзиев.
Генеральный директор «Киностудии КИТ» призвал студентов расширять понятие «продюсирование», создавая события, интересные широкой аудитории. На примере кейса продвижения фильма «Русалка. Озеро мёртвых», Файзиев объяснил, как сделать проект успешным и прибыльным, даже если в момент проката фильма в стране проходит Чемпионат Мира по футболу.
Александр Бондарев прочитал лекцию о функционале креативного и исполнительного продюсера в кинопроизводстве. Первый заместитель генерального директора «Киностудии КИТ» рассказал, как правильно создать презентацию проекта, выстроить концептуальное видение; как организовать съёмочный процесс и дал студентам понимание рисков в производстве кино- и телефильмов на примерах масштабных проектов, реализованных «Киностудией КИТ».
«Когда вы придумали идею, самое важное – собрать очень правильную команду. Когда у вас готов сценарий, вы ищете режиссера, оператора и художника-постановщика. Вы собираете этих людей, договариваетесь с ними, заинтересовываете их, обещаете им золотые горы, нормированный рабочий день. Всё это неправда, вы их обманете, они будут работать по 18 часов, не спать, не есть и неизвестно, чем потом всё это кончится, но это будет дико интересно. В этом и есть магия кинопроизводства», — рассказал Александр Бондарев.
На примере большой картины «Легенда о Коловрате», производства «Киностудии КИТ» и «Централ Партнершип», Александр Бондарев показал студентам концепты, которые реализовались в готовый фильм-блокбастер.
Элина Столерова рассказала начинающим продюсерам об особенностях работы редактора в современном кинематографе. Традиционно редактор в кино должен был, прежде всего, уметь анализировать драматургию истории и выступать связующим звеном между автором сценария и продюсером проекта. Эти задачи могут показаться простыми только на первый взгляд. На деле, хороший редактор – это одновременно драматург, киновед и психотерапевт. С развитием индустрии функционал редактора расширяется и, по сути, сближаться с позицией продюсера: поиск новых проектов, авторов, способность предвидеть запросы каналов и платформ.
«Скоро производители контента начнут соревноваться за время на сон потенциальных зрителей. Вы, как продюсеры, всегда должны быть в поиске новых идей. А лучше – иметь в запасе две-три самостоятельно написанных истории, в которые вы верите. Прислушивайтесь к себе, своему чутью – оно обязательно подскажет, что история стоит того, чтобы её реализовать», — резюмировала Элина Столерова.
В сентябре 2019 года образовательный курс «Продюсирование кино и телепрограмм» на факультете ВШКПиУ продолжится. Студентов ждут новые информативные мастер-классы, будут проведены учебные питчинги и начинающим продюсерам представится возможность увидеть съёмочный процесс своими глазами.