В этом ноябре — полвека со дня открытия выставки «Алмазный фонд», являющейся составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Гохран России).В честь юбилейной даты Гохран и Государственный исторический музей открыли выставку уникальных произведений ювелирного искусства «Национальные сокровища России».
История формирования Государственного драгоценного фонда началась — как имногое у нас — с Указа Петра Первого в 1719 году. Тогда была создана Камер–коллегия, обеспечивавшая хранение коронационных регалий, а впоследствии редких самоцветов, выдающихся ювелирных изделий. Ценности хранились в отдельном помещении с особыми условиями доступа. Затем хранилище, получившее название Бриллиантовой комнаты, обосновалось в Зимнем дворце, куда со всего мира привозили редчайшие камни, самородки и ювелирные изделия.
В 1914 году драгоценности перевезли из Санкт–Петербурга в Москву, подальше от линии фронта Первой мировой. НО от войны ещё уедешь, а вот от революции… В 1922 году Народный комиссариат финансов осуществил подробное описание чужой коллекции и дал ей новое название — «Алмазный фонд».
Накануне золотой годовщины красного переворота вспомнили об алмазах. Решили достать из хранилища и показать людям. Не всё и не всем, конечно, но хоть и это. 2 ноября 1967 года лично Леонид Ильич Брежнев открыл постоянную экспозицию выставки «Алмазный фонд» в Московском Кремле. Государственные регалии, уникальные самородки, драгоценные камни и ювелирные изделия, имеющие особое историческое и художественное значение. Как раз вскоре вышлел и последний фильм про Неуловимых — что корону Российской империи большевики не распилили ине продали. а даже, наоборот, охраняют.
На только что открывшейся выставке большой короны нет, держава и скипетр — новые копии, а из того времени — кубки, коробочки, портсигары, ручки для зонтиков и прочие милые мелочи. Но всё равно — это работы крупнейших придворных ювелиров России, в том числе и Фаберже, сделанные по распоряжению Кабинета Его Императорского Величества и принадлежавшие представителям дома Романовых. Плюс архивные материалы, рассказывающие об истории формирования коллекции Алмазного фонда.
В рамках интерактивной экспозиции продемонстрированы бесценные документы — «Опись хранящимся в казенной Вашего Императорскаго Величества при мастерской алмазной разным вещам, драгоценным каменьям и жемчугам сего 1796 года Ноября по 6 число», «Рапорт Кабинета Его Величества о представлении Государыне Императрице бриллиантовых серег и броши, взятых у придворного ювелира Болина», смета на изготовление малой императорской короны от уже упомянутого Карла Эдуарда Болина — в отличие от конкурента-Фаберже он не так знаменит — и другие любопытные бумаги.
В экспозиции представлены шедевры русского золотого и серебряного дела конца XVIII–XX столетий, позволяющие проследить основные этапы развития ювелирного искусства. Особый акцент сделан на предметы, принадлежавшие членам дома Романовых, а также работы знаменитых придворных ювелиров России, выполнявшихся по заказу Кабинета Его Императорского Величества. В числе знаковых экспонатов — изысканная табакерка придворного ювелира императрицы Екатерины II Жан–Пьера Адора и табакерка с живописным пейзажем художника–эмальера Пьера Теремена, исполнявшего свои работы для членов императорской фамилии и русской аристократии. Шедеврами ювелирного искусства в коллекции можно также считать три броши начала XIX века, исполненные в мастерской Якоба и Франсуа Дювалей для великой княгини Марии Павловны — дочери императора Павла I.Она была модницей, но в то же время обладала твёрдым характером и большим государственным умом — поэтому изображение олицетворявшей государственность,Афины-Паллады, — рассказала главный эксперт-экскурсовод Гохрана.
На портсигаре — инициалы великого князя Константина Константиновича, а шкатулка с парусниками принадлежала другому великому князю — Алексею Александровичу, управлюющему Флотом и Морским ведомством.
Есть в экспозиции и изделия современных отечественных ювелиров, чьи работы выполнены в лучших традициях русской торевтики. Особое место занимают уменьшенные копии державы и скипетра, изготовленные в 1999 году к 280–летию Гохрана. Ювелирам удалось максимально точно воспроизвести детали подлинных императорских регалий. а масштаб — две трети от хранящихся в Кремле оригиналов.
Но самым известным ювелиром следует назвать… Кого? На выставке представлена чарка, выточенная самим Петром Великим, с которого, как помним, всё и началось.Фото её не грех и повторить — уже музейное.
Да и вообще там красиво.
Выставка будет работать два месяца.
Михаил ГУРЕВИЧ