Блоги

Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ

By Алексей Бобровский

July 19, 2014

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Осип Мандельштам.

C 17 июля в галерее в галерее «ФАЙН АРТ» проходит выставка живописи Зураба Церетели. Не правда ли, одно лишь название выставки уводит нас прочь из повседневности в иное открытое пространство счастья, веселья, в пространство Детства, Молодости – кто же не играл в фанты ребенком на щелобаны, повзрослев, не столь невинно, но зато остроумно и так же безудержно весело. Радость, не отягченная заботами, на представленных на выставке картинах. Это знаменитые цветы Зураба Церетели, яркие, праздничные, они собраны в букеты, либо образуют хоровод танцующих цветов, которые, сплетаясь в своем движении, вовлекают в него и зрителей и вообще все окружение. Кажется, художника занимает прежде всего игра форм, цвета, спонтанно рождающихся при движении его кисти по холсту. Картины не большие, мастер предстает не как создатель гигантских полотен, а как автор камерной живописи. Среди цветов узнаваемы подсолнухи и розы, остальные условны. Букеты Церетели – не парадные, созданные искусными дизайнерами объекты из экзотических оранжерейных цветов, его натюрмортам также чужда пышность голландских цветочных натюрмортов. Нет, букеты Церетели собраны из простых цветов, растущих в любом саду, собраны для себя, для своего дома и потому особенно милы нашему сердцу. Художник наивно любуется цветами как творением Бога и рук человеческих, изображение цветов несет в себе некоторые элементы наива и вызывает ассоциации с народным искусством узоров. Любимый цветок художника – подсолнух, он, а также и роза, амбивалентны, так как подобно человеку двойственны по своей природе. Это и сакральные символы, так как выражают божественную благодать, так и поэтические символы пространства обыденной жизни человека. Художник, изображая цветы, как бы размывает границу между сакральным и обыденным. В своем Саду живописи художник Церетели – Садовник – творец, неотделим от своих произведений, незримо присутствуя, он воспринимается как центральный объект собственного творчества, двойник самого себя. Как правило, произведение, созданное художником, начинает собственную биографию отдельно от своего создателя, зритель, не думая об авторе, занят созерцанием его работы. Однако, существуют художники, являющиеся центральными объектами своего творчества. Эти авторы либо создают различные имиджи, практикуя с собственной внешностью (например, Бартенев, Мамышев-Монро), либо в практике перформанса они и его авторы, и режиссеры, и центральные персонажи (например, Елена Ковылина). Однако, в каком бы амплуа не представал Зураб Церетели – автор монументальных скульптур и композиций или огромных живописных холстов, в какой бы стране, городе, площади, музее не экспонировались его работы, личность Церетели неразрывно связана с любым его произведением и вызывает острую, не однозначную реакцию зрителей, критиков, превращаясь в громкое событие. И это замечательно, ибо страшно, когда мы сонно проходим мимо большого количества средненьких художественных объектов и забываем их, не успев отойти.

«Пускай мгновения стекает муть 

Узора милого не зачеркнуть.»

(О.Магдельштам).