Эта история воскрешает в памяти не столь отдаленное прошлое. Маре Поли, двадцатитрехлетней служащей фирмы по выпуску редукторов, грозят серьезные дисциплинарные кары за пристрастие к миниюбкам. Хозяин фирмы, 61-летний Клементине Бонфильоли, считает, что этот вызывающий наряд никак не совместим со спокойной деловой атмосферой. Сразу вспоминаются события 60-х годов, когда вместе с музыкой Битлз и Роллинг Стоунз в Италию была завезена миниюбка, изобретение Мери Квант, и повергла в панику добропорядочных граждан. Она превратилась в символ нарушения порядка и вызывала порой нешуточное противодействие. К примеру, судебное разбирательство, проходившее 18 августа 1968 года, грозило окончиться для девушки из Рима тремя годами тюрьмы за то, что она, согласно протоколу муниципальной полиции, «прогуливалась в таком коротком платье, что оно совсем не прикрывало ноги». К счастью, суд не вынес никакого приговора, а ограничился частным определением, которое гласило: «Ношение миниюбки может быть предметом обсуждения лишь в воспитательном плане. Речь должна идти о вкусах и эстетических взглядах, но отнюдь не о преступлении».
Однако случай с Марой Поли произошел в наши дни, да к тому же в Эмилии Романье, одной из центральных областей Северной Италии, известной своими прогрессивными светскими традициями. В связи с этим все чаще высказывается подозрение, что истинной причиной письма, в котором хозяин лично уведомлял свою служащую о вынесении взыскания, послужила профсоюзная активность Мары: незадолго до этого служащие избрали ее своим представителем в профсоюз. В этот момент предприятие и предложило Маре привести свой наряд в соответствие с обязанностями служащей, которой приходится часто встречатся с клиентами и контрагентами, то есть прикрыть колени и облачиться в наглухо застегнутую кофточку. На удлинение юбки отводились пять дней, а дальше ей угрожали применением санкций.
Мара не испугалась. Она прибегла к защите профсоюза, к ее случаю было привлечено внимание — и общественное возмущение взорвало вялое течение профсоюзной жизни. Равнодушных среди сослуживцев не оказалось. Оружием женщин стали как раз те сантиметры, которых не хватило Мариной юбке. В знак солидарности с нею все работницы фирмы, включая пожилых, явились на профсоюзное собрание в миниюбках. Не отказали Маре в поддержке и сослуживцы мужкого пола, которых, по словам хозяина, ноги молодой служащей отвлекали от производственных обязанностей.
Сообщение о войне Мары с фирмой Бонфильоли достигло основных средств массовой информации. Мару наперебой приглашали в разные телепрограммы, и «цивилизованнейшая» Италия девяностых годов открыла, что женщина в миниюбке все еще может представлять общественную проблему.
Обвинения профсоюза, выдвынутые против фирмы, были достаточно жесткими: ущемление прав личности на работе, нарушение закона о равенстве и Устава трудящихся. После недельной борьбы Мара одержала победу. Компания отозвала ультиматум и выразила готовность смириться с Мариным нарядом.
В общем, если на юге Италии Лара Карделла с обложки своей книги, ставшей бестселлером, провозгласила: «Я хочу носить брюки», то Мара Поли откликнулась с севера с неменьшей решительностью: «Я хочу носить миниюбку».