Демна Гвасалия привык провоцировать модную публику своими гиперболизированными, искаженными и экстравагантными нарядами. Однако весенне-летняя коллекция 2019 оказалась вполне простой и лаконичной. И это легко объяснить.
На этот раз дизайнер решил «взять» публику эффектным антуражем и превратил показ в художественную инсталляцию, выведя на первый план тему влияния технологий на общество и погружение в виртуальное пространство. Моделей и зрителей поместили в огромный светящийся туннель: на нем появлялись объявления о начале показа, а с каждым выходом один зловещий цвет сменял другой — алый, глубокий синий и ярко-зеленый, прямо как оттенки компьютерных экранов. Подиум располагался под сводами, и создавалось впечатление, что дефиле проходит в пещере. На стены проецировался видеоарт, а модели степенно проходили под напряженную драматическую музыку.
«Я всегда хотел создать видеотуннель, что-то вроде цифрового сознания, — сказал Демна Гвасалия перед шоу, — показы мод — такое себе перемещение людей в другую реальность, иначе никак. Это было похоже на работу над фильмом и такое точно запомнится».
Проект создавался вместе с цифровым художником Джоном Рафманом, с которым Демна познакомился на Art Basel. «Моя работа — это исследование новых технологий и то, как изменилось наше общество, наше сознание, наши взаимоотношения», — сказал Рафман. И хотя Демна и Джон сотрудничали на расстоянии, с полной творческой свободой, проект получился таким, как и задумывали художники. «Это был брак родственных душ», — прокомментировал Рафман.
При этом декорация стала едва ли не единственным эксцентричным элементом весенне-летнего шоу Balenciaga: на этот раз на подиуме не было ни многослойных луков, ни кроксов на шпильке, ни пушистых сумок-баулов. Вместо этого модели вышагивали в простых угловатых пальто разных цветов, костюмах и платьях-чулках, а также офисных рубашках, юбках миди из денима и атласа и платьях с образцами шрифта Microsoft. Не обошлось и без логомании: например, ярлычок с названием бренда был вынесен наружу вещей – в шов левого плеча, а платья на бретелях украшали множественные надписи Balenciaga.
Демна как будто показывает, что будет, если все окажутся под властью компьютеров, — грядет обезличенное существование, для которого уже не будет иметь значение ни окружающая обстановка, ни личное «Я».