23 июня в Великобритании прошел референдум о выходе страны из состава Евросоюза. 51,9% граждан страны проголосовали за, против высказались 48,%. Разумеется, fashion-индустрия не могла остаться в стороне от столь важного события.

Согласно данным опроса, проведенного Британским модным советом за неделю референдума, 90% британских модных дизайнеров и 82% ритейлеров за то, чтобы Великобритания не выходила из ЕС, и только 4,3% поддерживают Brexit. Более 1200 бизнес-лидеров подписали специальное открытое письмо: «Мы знаем, что наши бренды наиболее сильны в Европе, нам не нужны барьеры», - говорится в документе.

Вивьен Вествуд считает, что выход Британии из ЕС станет трагедией: «Мы хотим сделать мир лучшим местом, мы должны сотрудничать, Великобритания не справится с этим самостоятельно». Фотограф Ник Найт обвиняет жителей Великобритании в невежестве и глупости, а Кэмерона – в корысти. А Карл Лагерфельд утверждает, что решение приняли лишь жители глубинки и Brexit – это огромная ошибка: «Вы только посмотрите на тех, кто проголосовал, это же были жители сельской местности и маленьких городишек, при этом мегаполисы никто не спросил! Не думаю, что это вообще сработает, нам нужно переголосовать».

Скажется ли как-то Brexit на развитии модной индустрии в Британии и в мире – попробуем разобраться.

1) Падение курса фунта

На следующий день после референдума курс фунта обвалился на 11% и достиг самого низкого уровня с 1985 года. При сохранении слабого фунта британским ритейлерам придется пересмотреть уровень доходности при продажах коллекций и быть готовыми к пересмотру будущих бюджетов закупок. Дизайнеры также должны готовиться к уменьшению наценки и ожидать роста затрат на закупку тканей и производство коллекций, в случае, если они отшивают вещи в ЕС.

2) Возникновение торговых барьеров

Выход Британии из ЕС означает выход из зоны свободной торговли, позволяющей импортировать и экспортировать товары из 60 стран без таможенных пошлин. Все «небританские» бренды, которые продаются в лондонских бутиках, могут поднять цены, потому что раньше они возили друг к другу товары беспошлинно, но теперь, пока не появится четких инструкций на этот счет, обеим сторонам придется платить гораздо больше.

3) Ограничения на работу и проживание иностранных сотрудников

Brexit заметно усложнит свободную работу граждан ЕС в британских компаниях – и наоборот, британских подданных в европейских компаниях. То же касается и проживания. Иностранные креативные директора будут вынуждены покинуть Соединенное Королевство или им придется столкнуться с проблемой виз. Например, французскому холдингу Kering принадлежит британский бренд Stella McCartney. Офис марки располагается в Лондоне, где живет и сама Стелла Маккартни, и CEO Kering Франсуа-Анри Пино. Правовой статус таких сотрудников остается под вопросом и в Британии, и в ЕС.

4) Трудности образовательных программ

Образовательные институты могут остаться без финансирования со стороны фондов из Евросоюза. Так же как и некоторые молодые дизайнеры, получающие денежную помощь из ЕС. Кроме того, возникнут сложности с обучением студентов из разных стран в Британии, в таких культовых школах моды, как Central Saint Martins. Сегодня будущее иностранных студентов лондонских университетов под вопросом.

В общем, мир моды негодует, в высказывании большинства европейских дизайнеров видна депрессия и отчаяние от последствий выхода Британии из ЕС.

Единственный плюс, который нашли в Brexit аналитики RBC Europe Limited, стала возможная выгода Burberry от выхода Британии из ЕС: «Настоящую выгоду от ослабления фунта, которое последует за Brexit, может извлечь британский модный дом Burberry… Валютные колебания как правило приводят к смещению туристических потоков, меняются страны, где приобретаются предметы роскоши. Слабый фунт может привести к тому, что в Великобритании станет больше туристов, которые сегодня стремятся сэкономить на всем, в том числе, на шопинге. Этот факт может сыграть на руку Burberry Group».