18 июня 2020 года на онлайн-площадке Российского интернет-форума прошел круглый стол «Как изменился модный бизнес после COVID: Новая цифровая стратегия FashionTech для России». Организатором круглого стола стал бизнес-кластер РАЭК/FashionTech.

Пандемия изменила ландшафт всей fashion индустрии, разрушила устоявшиеся цепочки поставок, изменила поведение потребителя и поставила под сомнение тенденцию глобализации, распределенного и удаленного производства. В свою очередь это повлекло за собой стремление к консолидации игроков рынков, чтобы обеспечить бесперебойность бизнес - связей. И, конечно, переход модного бизнеса “в цифровое измерение”- от B2C до B2B, от дизайнеров до производителей, - наконец-то все в одночасье поняли, что жить как прежде дальше не получится.

Мировые бренды вынуждены оптимизировать бизнес, отказываться от большого количества магазинов, ускорять циклы производства, чтобы улучшить оборачиваемость средств и тем самым снизить риски. Отсутствие горизонтальных связей и информационной среды одна из ключевых проблем индустрии моды в России.

Что необходимо предпринять, чтобы вывести российскую лёгкую промышленность и индустрию моды на качественно новый уровень развития, сделать ее устойчивой, по возможности минимально зависимой от внешних факторов и потрясений? Как трансформировать существующие бизнес-процессы в цифровую среду? 

Очевидно, что пандемия подтолкнула переход многих процессов в онлайн и цифру, но многие компании оказались не готовы к резкой и глубокой трансформации бизнеса.  Чтобы подхватить тенденции перехода Российского Легпрома в цифровое измерение, как это уже происходит во всем мире, в первую очередь в США, Азиатском регионе и большинстве Европейских стран, необходимо действовать на опережение, а не ждать следующего кризиса, который может оказаться еще сильнее, необходимо спланировать и как можно скорее начать реализовывать (а не только обсуждать!) комплексную, рыночную, но хорошо скоординированную интеграционную программу действий.

В рамках деятельности рабочей группы (РАЭК и СОЮЗЛЕГПРОМ), мы проработали идеи реализации такой программы, и видим возможности и острую необходимость оперативного запуска процессов построения вертикальных платформ и их тестирование на реальных пилотных проектах, которые позволят используя уже существующий опыт и технологии, интегрироваться с локальными структурами поддержки бизнеса и ведущими участниками индустрии. 

Сейчас как никогда важны платформенные решения, которые смогут помочь компаниям переходить в цифру, упрощать, ускорять и улучшать процессы взаимодействия не только в каждом офисе, фабрике отдельно, но и внутри локально - глобальных цепочек поставок. 

В особенности это необходимо малому и среднему бизнесу, у которого меньший запас прочности и более слабая устойчивость к потрясениям. Нужны цифровые сервисы для взаимодействия компаний и специалистов, от создания продукта до закупок, продаж и до утилизации продукции. Нужно дать компаниям возможность интеллектуального поиска контрагентов и выявление компаний на совместимость по определённым параметрам.

У многих участников рынка России, есть инструменты и понимание как это реализовать на российском рынке уже в ближайшее время, возможно и даже необходимо, привлекая, где нужно опыт успешных иностранных партнеров, но не забывая о необходимости локализации know-how, создание собственных инструментов для цифровизации бизнеса, и что тоже критично важно, сохранение и обработка данных, в наших локальных системах, платформах, инструментах. Конечно такие инициативы будут эффективными только при активном участии отраслевых ассоциаций, таких как СОЮЗЛЕГПРОМ и при должной поддержке государства.

Антон Алфер,

председатель кластера РАЭК / FASHION TECH

и комитета по цифровым технологиям СОЮЗЛЕГПРОМА