Пост

31 Московский международный кинофестиваль. День пятый.

By Алексей Королёв

June 25, 2009

Основной конкурс был представлен американский картиной «Пропавший без вести» (The Missing Person) Ноа Бушела. Это третья полнометражная работа режиссера, который параллельно является редактором журнала «Tricycle». «Это сюжет о новой связи между людьми, которая зарождается в минуты трагедии, о том, как ее преодолеть и продолжать жить дальше», — объяснила продюсер фильма. Нео Бушел снял «Пропавшего без вести» в стиле нуар. Останавливаться на достигнутом Нео Бушел не собирается – в его планах уже два новых необычных проекта, среди которых история о дзен-будлизме.

Венгерская «Выходка» (Tr?fa) – еще один фильм из Основного конкурса 31 ММКФ, о котором разговаривали 23 июня. В Москву прибыли его создатели – режиссер Петер Гардош, актер Тамаш Лендьель, продюсер Денеш Секереш и оператор Ласло Шереги-младший. Идея этой картины, утверждает режиссер, родилась на основе 5-страничной новеллы известного венгерского писателя Дежё Костоланьи. «В этом произведении меня потрясло то, что оно отражало мои чувства на тот момент… Для меня творчество Костоланьи – это как Библия. Его книги постоянно лежат у меня на столе. Я к ним обращаюсь три-четыре раза в год… Фильм – дань памяти этому великому писателю», — добавил он. Режиссер показал в «Выходке »два типа мышления– либеральный, тот кто дает свободу действий, и авторитарный, который устанавливает очень жесткие правила. В картине режиссер пытался воссоздать атмосферу начала XX столетия. Поэтому там периодически появляются изобретения того периода – фотографии и, конечно, предметы, связанные с кино.

Картину «Дама с собачкой» (Die Dame mit dem H?ndchen) из конкурса «Перспективы» презентовали Юлий Колтун  — российский режиссер, живущий в Германии, и продюсер Линда Матерн. 64-летний мастер признался, что до приезда на ММКФ никогда не общался с журналистами, поэтому во вторник у него был своеобразный дебют на пресс-конференции. «Я – один из самых счастливых людей на свете. Тому есть много причин. Одна из которых — то, что я нахожусь здесь»,- сказал он. «Дама с собачкой», по словам режиссера, была реализована только благодаря поддержке госпожи Матерн (кстати, тоже уроженки СССР), которая поддержала «эту долгую, скучную, трудную, капризную и прихотливую работу». «Я просто поверила в эту картину и была уверена, что эксперимент получится», — объяснила свое участие в проекте Линда Матерн. Оказалось, что «Даму с собачкой» режиссер мечтал экранизировать еще в подростковые годы, когда еще только мечтал о работе в кино. А идея фильма родилась уже после эмиграции в Германию. Сам фильм делали долго – 4 года. И Колтун совместил операторские и режиссерские обязанности.

Еще одна лента из «Перспектив», представленная во вторник, – грузинская «Зона конфликта» (Konphliktis zona) о событиях в Грузии в 90-х годах XX века. Участниками пресс-конференции стали режиссер Вано Бурдули, актер Михаил Месхи и продюсер Арчил Геловани. «Зона конфликта» – это полнометражный дебют режиссера. «Для меня война с абхазами или осетинами – все равно, что война с грузинами.. Война продолжается до сих пор, и даже сегодня мы все находимся под прицелом, — рассказал о теме фильма господин Бурдули. — Мы, люди, к сожалению, на своих ошибках не учимся. В этом – самая большая трагедия».

Фильм «Батори» (Bathory) из внеконкурсной программы «Гала-премьеры» во вторник представляли известный чешский режиссер Юрай Якубиско и его жена — продюсер и одновременно исполнительница одной из ролей в картине Диана Якубиско. Это уже не первый приезд мастера восточноевропейского кино на Московский фестиваль: он был председателем жюри конкурса «Перспективы» на XXVII ММКФ. «Батори» – крупномасштабное историческое полотнище, поэтому на его съемки потребовалось немало финансовых затрат. При этом фильм был снят практически без господдержки. Деньги на самый дорогой восточноевропейский проект последних лет находила сама Диана Якубиско. По ее словам, большая средств была собрана в Чехии и Словакии. «Очень важно, что многие страны приняли участие в проекте. Особенно в Центральной Европе, — уточнила она. — Наш рынок открыли для американских фильмов. И близкие ментально и культурно славянские народы стали отдаляться друг от друга… Сейчас ситуация начинает постепенно меняться». «Когда-то такие фильмы создавали только американцы. Они даже были удивлены тем, что в стране, которую они не могут даже на карте найти, создали такую картину. Американцы думали, что только им это под силу», — добавил режиссер. Фильм рассказывает о жизни и судьбе венгерской графини Елизаветы Батори, которая вошла в историю как величайшая женщина-убийца. Режиссер посчитал, что это всего лишь легенда, и все могло быть иначе. Он попытался взглянуть на эту историю под другим углом. У Юрая Якубиско была и другая цель: «С помощью этой легенды я хотел рассказать о великой истории наших народов».