21 июня 2009 года на 31 ММКФ разговаривали о человеческой совести и разобщенности, съемках одним дублем и пьесе Набокова. Параллельно с этим демонстрировались новые картины из конкурсов и специальных программ фестиваля.
21 июня на Московском международном кинофестивале была представлена еще одна картина из Основного конкурса – «Мелодия для шарманки». Ее режиссер Кира Муратова из-за внезапной болезни не смогла приехать в Москву. За нее фильм представили актеры Рената Литвинова и Олег Табаков, продюсер Олег Кохан и художник по костюмам Руслан Хвастов. Именно актеры вместо отсутствующей госпожи Муратовой попытались по-своему объяснить смысл «Мелодии». «В свое время Саша Вампилов диагностировал рак совести у советских людей, — поделился своим видением Олег Табаков. – Вот и в иное время в государстве иной социально-экономической формации Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте, о людской разобщенности, которая мне представляется весьма опасной». А Рената Литвинова добавила: «Счастье надо разделять с другими. Ведь если есть что-то лишнее – надо делиться. Это очень грустный фильм. Дети, действительно, умирают где-то совсем рядом. Может быть, за соседними стенами». Идея картины появилась сразу после премьеры предыдущей картины Муратовой «Два в одном». Уже через месяц режиссер приступила к работе. По словам продюсера ленты, фильм снят благодаря поддержке Министерства культуры Украины. А на исполнение главных ролей сначала пробовали настоящих беспризорников, но затем от этой идеи вынуждены были отказаться. «Мы отсмотрели более тысячи мальчиков и девочек. Кастинг длился четыре месяца. И в результате мы выбрали этих двух замечательных детишек», — рассказал Олег Кохан. Участники разговора коснулись и личности режиссера. Так, Олег Табаков считает, что Кира Муратова снимает кино о том, как человеку оставаться человеком: «И сквозь невидимые миру слезы, и несмотря на видимые, очень нежно, но так твердо она пытается призвать нас быть людьми. Что, как вы сами догадываетесь, очень трудно». Для Ренаты Литвиновой госпожа Муратова всегда была особым человеком, ведь именно режиссер стояла у истоков ее творческой карьеры. «Кира всегда поражает тем, что берет такие темы, — сказала Литвинова. — Будучи атеисткой, она добрее и благороднее многих-многих сильно верующих людей». Художник по костюмам Руслан Хвастов рассказал, что образы всех без исключения героев создавались по крупинкам. «Благодаря Кире, каждому герою, начиная с бомжей и беспризорных детей, уделялась масса внимания», – уточнил он.
«Перспективы» традиционно были представлены двумя картинами. В воскресенье разговаривали о российском фильме программы – «Событии» Андрея Эшпая. За столом помимо режиссера собрались актрисы Чулпан Хаматова, Евгения Симонова и Ольга Прокофьева, а также актер Игорь Гордин. «Событие» — это экранизация пьесы Набокова, перенесенная в наши дни. «Это не снятый спектакль. Это именно кино… В театре надо закреплять позиции, которые будут потом повторяться. Если же при репетиции фильма вы также закрепите эти позиции, то он получится мертвым. Нужно сохранить все живые реакции – это принцип кино». Актрис многое связывает c произведением Набокова. «Еще когда я была студенткой первого-второго курсов в Щуке, — рассказала Чулпан Хаматова, — Николай Николаевич Волков, актер и режиссер, ставил эту пьесу как дипломный спектакль Щукинского училища. Я все это время была на репетициях. Поэтому была просто ошарашена, когда мне предложили эту работу. Я с радостью согласилась». А Ольга Прокофьева призналась, что репетировала роль Любови, которую сыграла Чулпан в фильме, на сцене театра им. Маяковского в постановке того же самого Волкова. Обрадовалась предложению Андрея Эшпая и актриса Евгения Симонова: «У меня не много характерных ролей в кино и здесь мне было интересно сыграть странную женщину. Андрей ставит трудные задачи, которые я сразу не могу выполнить. Но я пытаюсь и этот процесс мне доставляет удовольствие». Режиссер сообщил, что пытался полностью сохранить в картине язык Набокова. «Мой путь – обратиться к человеку, к отношению, к душе, к тому, что происходит внутри человека, к сложнейшим построениям мотивировок его поведения», — добавил он.
Нидерландский фильм «Последний разговор» (Last Conversation) – еще одна картина из конкурса «Перспективы», о которой в воскресенье говорили режиссер Нюд Хиркенс и исполнительница главной роли, европейская знаменитость, выдающаяся актриса Йохана тер Стеге, славу которой принесли роли в фильмах Филиппа Гарреля, Иштвана Сабо, Роберта Олтмана и др. «Поледний разговор» снят одним кадром с использованием двадцати пяти камер, закрепленным в машине, в которой едет героиня. «Корни моей работы – экспериментальное кино», — признался он, как оказалось, эксперимент обошелся недорого – бюджет картины не превысил и 200 тысяч евро. Действие фильма происходит только в автомобиле, в котором едет лишь одна женщина. «Режиссер находился в соседней машине, он слышал мой голос, но не мог давать указания и очень переживал по этому поводу. Хотя я, думаю, нервничала гораздо больше его», — сказала Йохана. Также актриса добавила, что весь фильм сфокусирован на эмоциях, там нет социального контекста.
В воскресенье на 31 ММКФ также презентовали программу «Български фокус. Современное кино Болгарии». Чтобы ответить на вопросы журналистов, в «Художественный» прибыла довольна внушительная болгарская делегация — руководитель направления кино Российского культурного центра в Болгарии Владимир Ятреба, исполнительный директор Национального центра кино Болгарии Александр Донев, режиссеры Светослав Овчаров, Иглика Трифонова, Борис Мисирков, Иван Черкелов, актрисы Гергана Плетнова и Слава Дойчева. «Болгарское кино получило уникальную возможность приблизиться к российской публике» — прокомментировал это Александр Донев. Творческие представители болгарского киноцеха рассказали о том, как сегодня снимаются фильмы на их родине. По мнению Светослава Овчарова, кино в современной Болгарии делать сложно. «Например, средства на свой фильм о Хемингуэе я собирал четыре года. Так что сбор денег занимает довольно много времени. И поэтому каждое кино волей — неволей превращается в историческое», — пошутил мастер. Иглика Трифонова отметила, что сегодня в Болгарии налаживается совместное производство с соседними странами, например, с Германией: «Конечно, больше времени уходит на подготовку, но благодаря этому мы становимся ближе к Европе. Ведь мы должны следовать новым европейским правилам». Во время разговора выяснился интересный факт: большинство болгарских фильмов, представленных на 31 ММКФ, созданы выпускниками Академии кинематографии Болгарии одного и того же года. Отметили свое видение ситуации в болгарском кинематографе и представители власти. «Самая большая проблема — отсутствие кинотеатров. То есть получается, что снимаешь кино в стол, — рассказал Владимир Ятреба. — Но сегодня ситуация постепенно меняется, строятся мультиплексы, хотя, в основном, только в Софии. Процесс медленный, но, слава Богу, государство поддерживает прокат. То есть страна повернулась лицом к кинематографу. А болгарский зритель возвращается в кинотеатры смотреть национальное кино». Господин Донев также отметил, что финансирование болгарского кино со стороны государства значительно увеличилось: «Еще три года назад общий бюджет на финансирование кино был 8 млн. евро. То уже в этом в два раза больше».