Татьяну можно назвать первой ласточкой российского модельного бизнеса, громко заявившей о себе на весь мир. Ее карьера началась в 1993 году, когда она вошла в число финалисток на международном конкурсе Elite Model Look. Не было еще Наташи Семановой и спроса на 14-летних манекенщиц. Тогда на подиуме дебютировали 19-20-летние. 19-летняя Таня была в их числе. Но карьера ее началась чуть раньше.
"Я родилась в Магадане, выросла в Казахстане, была замечена в Москве, а работаю по всему миру", - в двух словах рассказывает свою биографию Завьялова. Я прошу подробностей: разве не интересно знать про то, как девочка из далекой республики покорила мир? Татьяна задумывается: "Росла в Казахстане до 16 лет, потом переехали в Россию... Моделью меня никогда никуда не брали, но у меня были подруги-модели. И одну из них выбрали на конкурс Supermodel, и она меня однажды позволила с собой - ей нужно было что-то померить. Я пришла помочь ей, а меня попросили надеть купальник. И тут же сообщили, что меня приглашают на конкурс. А подругу в результате на конкурс не взяли. Так и началась моя карьера, хотя я тогда ничего не умела, ничего не могла и понятия не имела, что нужно делать на этом конкурсе. Но заняла второе место. А уже после него познакомилась с представителями Red Stars, они меня пригласили на Elitе Model Look, тогда он назывался Look Of The Year. Потом был международный конкурс в Майами, я стала одной из финалисток, и поехала в Нью-Йорк. Начала работать практически сразу. Сначала думала: "Ну вот отработаю месяц и домой". Через месяц: "Еще месяц останусь". Затем еще месяц и еще месяц. Работа пошла-пошла, так и осталась".
Таня до сих пор отлично помнит первую работу - для Карен Мюлдер: "Ты знаешь Карен Мюлдер? Да? Ну вот, это была моя первая работа, представляешь? Им нужна была девочка с красивыми глазами. На кастинге отобрали меня. Ой, мне было так страшно! Я ведь ничего не умела, по-английски не говорила, могла сказать только My name is Tatiana. Так что работала на языке жестов: фотографы показывали что делать, поворачивали голову налево-направо, когда мне нужно было повернуться, и я все делала вслед за ними. Этот рефлекс надолго остался: даже тогда, когда я могла говорить-понимать, все равно инстинктивно, автоматически, поворачивала голову вслед за фотографом - даже если он просто так ее поворачивал или оглядывался!" Первой работой Таня осталась очень довольна. Но страх все равно остался. И только через год, когда появилась уверенность и опыт, перестала его испытывать. Теперь, спустя 7 лет после дебюта, модель Завьялова испытывает совершенно другие ощущения от работы. "Вчера были съемки для Elle. Что рассказать? Пришла усталая - только что прилетела с Мальдивов. Посмотрела платье, померила - нормально, вперед за работу!"
А в промежутке между вчерашними съемками и первой работой для Карен Мюлдер - Вселенная: и ушибленные коленки, и слезы, и борьба, и счастье, и радость, и взросление, и... чего только там нет. Впрочем, одного нет точно - работ, за которые стыдно. А вот работ, которыми можно гордиться - сколько угодно.
Всю профессиональную жизнь Тани ревностно оценивает ее муж: он читает прессу, вырезает фотографии, критикует, но чаще всего гордится. Например, была у Татьяны работа: реклама купальников известной турецкой марки, для которой работали Клаудия Шиффер, Синди Кроуфорд и прочие топ-модели. А поскольку танин муж наполовину турок, то для него работа жены стала настоящим подарком. Ведь о русской модели Завьяловой писали все турецкие газеты, все друзья-знакомые звонили и поздравляли счастливца. И еще была работа, которой гордится муж красавицы - рекламный ролик телефонной кампании для итальянского ТВ. Ролик стал настолько популярным в Италии, что нашу модель прославляли не только на газетных полосах, но и в телевизионных передачах, куда ее стали приглашать в качестве гостьи. Все друзья-знакомые звонили таниному мужу, и опять поздравляли счастливца. Ведь семья мужа, и он сам живут и работают в Италии.
Вообще, такой географический хаос вносит некий беспорядок в и без того перелетную жизнь модели. Таня трудится в парижском отделении "Элит", работает по всему миру (Америка, Европа, Азия), родители живут в России, а муж находится в Италии. "Я раньше часто прилетала к родителям, раз в два месяца обязательно. А сейчас разрываюсь между странами. Я вышла замуж, а с мужем вижусь редко: он там, в Италии, я здесь, в Париже или еще где-то. Сейчас, когда отпуск или появляется свободное время, стараюсь его провести с ним, ведь он и есть моя семья". Таня замужем всего ничего, несколько месяцев. Но вместе они уже пять лет. Он сделал ей предложение два года назад и уже устал ждать, пора было что-то решать. Вот и решили в ноябре 2000. Ее муж - бизнесмен, у него своя фабрика.
Ревнует ли к работе муж красавицу-жену, ведь кровь у него горячая? Случается. Например, когда работа - как бы это сказать - немножечко фривольная. "Ну это естественно, - говорит Таня. - Ведь он деловой человек, у него фабрика, рабочие, у него масса друзей и родственников. И я должна брать в расчет то, что они могут подумать". Иной раз и от работы приходится отказываться. Впрочем, даже не потому, что кто-то может что-то там подумать. "У меня была однажды работа, где я должна была сниматься обнаженной. Хотя я снимаюсь обнаженной, но меня всегда заранее об этом предупреждают. А здесь получилось так, что я пришла и меня поставили перед фактом. И фотограф от меня при этом требовал таких поз! Естественно, на фотографии ничего не было бы видно, все получилось бы красиво, со специальным светом. Но как я должна была позировать: расставив ноги в камеру перед всей съемочной группой! Конечно, я отказалась. Был скандал, его улаживало агентство".
Но чаще всего работа нравится. Понравившиеся снимки Таня берет себе. Да еще и сама снимает, если работать приходится где-нибудь в красивом месте. Дома у Татьяна горы фотоальбомов. "А вот шоу я не очень люблю. Я и ходить-то особенно не умею, хожу как-то непонятно. Приглашают, правда, часто. Может быть, довольны. Я люблю съемки для журналов. Обожаю делать ролики для ТВ. Потому что там больше возможностей проявить себя. Эта работа более творческая. Конечно, зритель видит ролик секунды. Но для этих секунд иногда приходится работать по несколько съемочных дней. Потом, когда смотришь результат, испытываешь целую гамму чувств. Иногда бываю и недовольна. Не только собой, бывает, что думаю: вот если бы я была оператором, то сделала бы по-другому..."
Но сколько бы не приходилось работать, сниматься, меняться, вживаться в образ, играть, никогда модель Завьялова не хотела быть такой как на подиуме, в ролике или на обложке: "Я себе нравлюсь какая я есть, без макияжа, все натуральное. Мне кажется, что все эти придуманные образы - это не мое, мне это не идет. Иногда даже на работе чувствую, что это не. А работать нужно. Тогда стараюсь представить себя кем-то, что-то нахожу в этом образе общее с собой. Но потом, когда смотрю фотографии, все равно чувствую, что не я. Хотя фотографии могут быть красивыми, работа - удачной".
О макияже и внешности у нас вышел целый разговор. Таня почему, например, не любит шоу? Потому что на шоу требуется яркий макияж, прическа специальная. А потом приходится за это расплачиваться: "Визажисты бывают нечистоплотные - не моют кисточки, например. И цепляешь раздражение на кожу, на глаза ячмени. Хотя мне повезло - я со своей кожей ничего такого особенного не делаю. Ну, там, лосьоном протираю, кремом мажу. Но никаких масок и массажей - и тьфу-тьфу. Единственное, волосы - за ними приходится ухаживать. Они у меня тоненькие, всегда страдают от работы: даже не от красок, а от гелей и лака. Зальют тебе лаком все волосы, а потом раскаленным утюгом для распрямления волос прогладят да с шипением. А если не понравится, начинают еще начес делать! Вот и приходится витамины пить, втирать всякие маски".
А еще Таня рассказала мне о том, чем была всегда недовольна. Оказывается, эта признанная красавица мечтала переделать нос и губы! С губами вообще было полное недоразумение. Все в fashion biz отчего-то уверенны, что у ее полные губы - ненастоящие. Часто подходят на съемках и спрашивают: "У тебя свои губы?" - Что, прямо вот так, без стеснения? - Да. Иногда еще про грудь спрашивают - настоящая или нет. А с губами так надоело, что даже захотела их переделать.
Слава богу, ничего с собой сотворить не успела, правильно сделала, иначе сидела бы без работы. Да и вообще на этой самой работе экстрима без всяких хирургический вмешательств хватает. Татьяна, например, не выносит воды. Никогда в нее не заходит, даже когда на океане или на море бывает - не больше, чем по колено. А работа всякая может быть: "Один раз нужно было прыгать с яхты в открытый океан, кувыркаться с дельфинами для каталога Victoria Secret. Но я этого сделать так и не смогла. Я ведь даже в бассейне находиться не могу. Хотя меня учили плавать, тренер специальный был. Но я никак... Для меня в воду зайти - трагедия. Вот мы работали на одном острове необитаемом, там уже была вся съемочная группа, а меня привезли последней - привезли на лодке, которая никак не могла подплыть к берегу. И мне пришлось идти до суши по горло в воде. У меня только одна мысль была: "Как бы не утонуть, как бы не попалась ямка, как бы мне выйти!" Я иду тихо, осторожно, смотрю на берег, где все меня ждут с вытаращенными глазами, кричат: "Таня, не паникуй! Иди осторожно!" Я-то думала, что они тоже переживают как бы я не утонула, иду, улыбаюсь: Don't worry! А на берегу все меня окружили: "Бедная, как ты не испугалась?" Я говорю - да безумно испугалась, чуть не утонула! Они говорят: "Да причем тут утонула? Ты что, акулу не видела?" Я оборачиваюсь и вижу: в воде такая махина плавает!"
А бывает, с транспортом беда приключится: "Да разве это беда? Ну, пару раз самолет падал, разве это беда?" Я в изумлении замолкаю. Таня смеется: "Было в Нью-Йорке, самолет не мог сесть, столкнулся с землей. Нас всех развернуло-перевернуло, электричество все погасло, вещи попадали. Такой кошмар был! Нас вытаскивали из аварийного выхода... Один раз летела из Австралии, отключилась подача кислорода, маски выпали - так в них мы и летели. Боюсь ли теперь самолетов? Да я обожаю летать, что ты!
Все эти пережитые ужасы оказываются иногда бесполезными: страдай, лети, мучайся, переживай, а работа так и не выходит свет. Почему? По разным причинам. Не по вине модели, часто клиенты сами виноваты. Татьяна вспоминает, как они летели куда-то на съемки, а на месте заказчики переругались, работу отменили и всем пришлось не солоно хлебавши разлетаться обратно. Недоброжелательность вообще характерна для этого бизнеса. Про моделей часто говорят, что они капризны и взбалмошны. Таня часто такое слышит от стилистов. "Меня это удивляет, ну почему модели капризны? Мне лично часто после работы говорят: "Вот, ты такая хорошая! А мне все говорили, что ты такая - сякая, кидаешься косметикой и вешалками". Я так и не понимаю, кто распускает про меня такие слухи?"
Может быть это оттого, что начинала и работала Татьяна еще с ветеранками, ex-top вроде Синди, Нади, Линды, они-то себе много чего могли позволить. " Я первый раз с ними столкнулась на съемках для Vogue, все топ-модели тогда были. Они себя чувствовали некой кастой. Я, естественно, боялась - это была одна из первых моих работ. Боялась даже лишний раз пошевелиться - так было страшно! И потом на шоу, они всегда были отдельной группой, у них был свой make-upist, своя примерочная, сами раскованные, чувствовали себя выше всех. Я надеюсь, что молодые модели меня так не боятся. Я всегда с ними с удовольствием разговариваю, помогаю".
Когда она начинала, единственно, что спасало - общение с нашими девчонками. "Это сейчас русские приезжают и уже многое умеют, много знают, говорят на нескольких языках. А раньше, когда я уже отработала год, стала чувствовать себя уверенно, старалась помочь новеньким - они приезжали, ничего не умели, всего боялись. Приходилось и морально поддерживать и советы давать. Какие? "Никогда не жалуйся!" Клиенты не любят, когда жалуются. "Не болтай много, не виси на мобильном телефоне, не говори, что устала" - да как и везде, на любой работе".
А пожаловаться иногда ой как хочется! Сама Таня, когда начинала, была поражена, как она говорит "бесчеловечностью". "Мне казалось, что все такие холодные, думают только о деньгах, модели для них, как пешки. У меня была в начале карьеры работа - на юге Франции. Было жутко холодно, а я должна была сидеть на холодных камнях на пляже, в купальнике. Меня от холода трясло. И когда я пожаловалась на это, мне сказали: "Да? Тебе холодно? А ты подумай, сколько тебе заплатят, и сразу станет теплее". Я сидела и думала: как же так можно? Потом привыкла. Теперь уже сидишь, ни на что не обращаешь внимания, ведь любая работа рано или поздно заканчивается".
Все равно, не смотря ни на что, классная, говорю, у тебя профессия. Ты сколько стран повидала, со столькими людьми перезнакомилась! Наверное, это здорово, что у девчонок есть шанс и языки выучить, и столько всего узнать, и денег заработать. Не то, что раньше, когда манекенщица стереотипно считалась девицей легкого поведения. "Да, сейчас об этом много пишут и говорят, - кивает головой Таня. - А когда я начинала, в 93-м... Ведь ни я, ни мои родители не думали, что я серьезно займусь моделингом: "Ты едешь в Америку, Танечка? Ну хорошо, только ненадолго и поосторожней". А потом, когда я начала работать и зарабатывать, когда квартиру им и себе купила, тогда вроде стало меняться отношение к профессии. Ведь раньше никто не знал про модельный бизнес. У меня дядя сначала возмущался: "Какая модель? Ведь модель, как актриса, человек третьего сорта! Ты опозоришь нашу семью". А сейчас все уже спокойны, все знают, чем занимается манекенщица и что это за профессия. А профессия действительно классная - и мир можно посмотреть, и с людьми разными познакомиться. Да и деньги... Ты знаешь, как я потратила первую зарплату? Купила в Нью-Йорке пальто Max Mara за 2000 долларов - длинное, с каким-то мехом. Правда, почти не носила его - сразу сестре отдала. Ребенком была: заработала, а куда деньги деть не знала. Да и сейчас бывает, покупаю себе красивые платья, но редко их ношу. Я предпочитаю комфортные вещи - джинсы, майки. Я же веду спокойный образ жизни: на дискотеки не хожу, люблю дома сидеть. В минуты отдыха - самое лучшее - побыть с подружкой. Сидим дома у меня, за столом, пьем кофе, курим и болтаем с утра до вечера".
"Минуты отдыха" - точное словосочетание для модели Завьяловой. Потому что у нее они действительно редкие минуты. В ее жизни не бывает так, чтобы не было работы, ее всегда много. Часто даже приходится выбирать. По какому принципу? По денежному тоже. Но еще и по принципу: "Хочу или не хочу". Подобное Таня стала позволять себе три года назад, получила на это право. "А может, возраст у меня уже такой подошел, вроде уже 26 лет, когда уже более спокойно относишься к работе? Да и мужу нужно уделять больше внимания".
компании: Кашарель, Елена Рубинштейн, Плайтекс, Нивея, Волфорд, Эрве Леже, Виктория Сикрет и так далее.
ролики: Нивея, Жиллет, Данон, НесКафе и другие.
фотографы: Peter Lindbergh, Phillip Dixon, Arthur Elgort, Andre Rau, Christina Moser, Marc Hispard и другие.