В китайском городе Хумене (провинция Гуандун) прошел 11-й международный конкурс модельеров женской одежды, где свои работы представили молодые профессионалы из Китая, Тайваня, Гонконга, Англии, России, Франции и Чехии. Итоги конкурса подводит член жюри, профессор Ивановской государственной текстильной академии (ИГТА), член Союза художников и Союза дизайнеров России Наталия Мизонова.
Китай стабилен и непредсказуем. Парадоксально, но сегодня стабильность этой страны выражается в постоянстве ее динамики. Непредсказуемость – в темпах этой динамики. Оптимизм широкой рекой льется с телеэкранов, светится на лицах массы людей, постоянно заполняющих улицы, торговые центры, концертные залы. Масштабы строительства поражают. За год (!), который прошел со времени предыдущего, 10-го международного конкурса, к комплексу, где он проводится, был пристроен и введен в эксплуатацию 62-этажный 5-звездный отель. Работают конференц-залы, рестораны, бассейн, spa-комплекс. И сейчас уже кажется, что этот отель давным-давно действует в процветающем Хумене – городе, в котором размещена и эффективно работает солидная часть предприятий индустрии моды.
Конкурс «Кубок Хуменя» – международный как по составу участников, так и по составу жюри. Он отлично организован, прозрачен в смысле судейства и демократичен в смысле возможности общения участников и членов жюри. Обладатели «золота», «серебра» и «бронзы» получают денежные призы не менее 3 тысяч долларов и отдельную плату за продажу победивших коллекций в фонд конкурса, благодаря чему создается бесценный международный модельный архив, и студенты имеют возможность учиться по лучшим образцам. Китайским молодым дизайнерам вообще везет по сравнению, например, с российскими студентами: каждый из них может пройти преддипломную практику там, где в дальнейшем он сможет работать. Дизайнеров одежды в Китае пока не хватает.
Приглашение к работе в жюри этого конкурса и возможность ежегодного сравнения работ молодых китайских художников и их коллег из других стран появилась у автора этих строк 5 лет тому назад. Главный и безусловный итог этих лет – стремление к обучению и быстрый профессиональный рост дизайнеров Китая. 5 лет назад европейские коллекции значительно отличались от китайских во всех смыслах. Сегодня отличить их могут уже только профессионалы.
При множестве различий между китайскими и русскими студенческими работами у них есть общая черта: приверженность к образной, слегка театральной манере. Конкурс ежегодно демонстрирует, с каким трудом переходят молодые дизайнеры от коллекции-импровизации и мечты, обращенной в никуда и ни к кому, – к коллекциям, имеющим практическое назначение и настроенным на конкретного потребителя. При наличии активного творческого начала, часто не признающего ни возможностей ткани, ни требований моды, многие участники конкурса еще не способны организовать целостного стиля, не умеют находить систему выразительных средств, объединяющих коллекцию. Не только в одной коллекции, а порой в одной модели можно увидеть рядом с драпировками совершенно чуждые им по пластике и масштабу отделки всех видов.
Юные модельеры часто страдают типичной для всех поколений болезнью роста, своего рода творческой горячкой, в результате чего их коллекции сумбурны и многословны. Явный признак «болезни» и отсутствия профессионализма и опыта обычно проявляется в том, что независимо от моды каждая модель нагружена, разрезана и украшена до крайности. В России благодаря подвижнической работе, которую ведут на конкурсах суперпрофессионалы, например, мэтр Вячеслав Зайцев и фэшн-аналитик и международный эксперт Александр Хилькевич, которые скрупулезно разъясняют промахи участников, эта ошибка постепенно устраняется. В Китае, где конкурсы несколько моложе, этих недочетов пока чуть больше, но молодые дизайнеры отличаются целеустремленностью и результаты их учебы налицо. Кроме того, серьезные успешные дизайнеры ежегодно выполняют огромную работу по отбору участников в финальном конкурсе и подробном анализе всех показов, что, как и в российском варианте, оказывает громадное влияние на повышение качества работ.
Получивший золотой кубок Хе Юонмин (фото 1) показал коллекцию «Lotus-Harmony» с четко выстроенной формой и богатой декорацией, отлично вписанной в плоскость и объем каждой модели. При этом внутри большого декоративного пятна он настолько тщательно и умело выполнил отделку в авторской технике смешанной вышивки, что вспоминается выражение о том, что некто строил, как гигант, а отделывал, как ювелир.
Работа с материалом и его отделкой – характерная черта большинства работ участников конкурса. Часто модельеры вообще не работают с комбинированием тканей, цветом и рисунками (это недостаток), зато стремятся предельно обогатить свою коллекцию, используя богатые восточные традиции, в том числе оригами, создавая (иногда весьма успешно) авторские образцы новых фактур. Такие коллекции постоянно появлялись на подиуме конкурса, но на 11-м их было особенно много. Это особенно хорошо видно в коллекции Зен Чуан «This is it» (фото 2) и Зен Шонги «Under the Banyan» (фото 3). К сожалению, этот бесконечный труд не всегда равен художественному эффекту. В обоих случаях фантастическая работа по созданию фактуры впечатляет гораздо больше, чем результат: сказывается типичный недостаток студенческих коллекций – неубедительное колористическое решение. Цвет, в чем я абсолютно согласна с Александром Хилькевичем, – больное место молодых дизайнеров. На конкурсе в Хумене действительно грамотно и красиво цвет был показан только в коллекции студентки из Британии Натали Виттакер «Low Carbon – Aria» и в коллекции «Роза» участницы из России Алисы Бормашовой (фото 4). Эта коллекция представила школу кафедры текстильного дизайна Ивановской государственной текстильной академии и завоевала бронзовый кубок. Большое количество профессионально точных и изысканных решений, продемонстрированных в этой коллекции, позволяет с уважением говорить о русской традиции и правильном воспитании своих учеников российскими преподавателями.
Еще одна характерная черта студенческих работ вообще и на этом конкурсе в частности – привкус некой агрессивности. Он начинается с выбора музыки и жесткой работы с тканью и заканчивается ненужными, но очень активными дополнениями в макияже и т.д. Студентам почему-то нравится закрывать лицо, взбивать и путать волосы, использовать тату, рвать колготки. Делают они это чрезвычайно серьезно. Вообще, самоиронии и юмора в студенческих коллекциях всегда бывает очень мало – зато пресловутой «концептуальности» хоть отбавляй. Претензия на серьезность, образность, ничем необоснованную сложность – самая популярная характеристика.
Но, разумеется, на конкурсе были и более зрелые работы. В их числе коллекция Линя Хуаюаня из Гонконга «Breath» (фото 5), которая легко вписывается в формат авторского прет-а-порте. В этом случае сплошной черный цвет презентуется в общем-то стильно, поскольку нюансное разнообразие достигается за счет использования разных по структуре и толщине тканей. Конкурс прошел и доказал уже давно известную истину: большая работа дает большой результат. Нам есть, чему поучиться у китайских коллег. Как, впрочем, и им у нас.