ПАРИЖ – В музее, посвящённом творчеству французского скульптора Antoine Bourdelle (Musée Bourdelle) проходит выставка вечерних туалетов Madame Grès – легендарной создательницы платьев, отличительной чертой которых является драпировка. Этот музей неслучайно был выбран местом для проведения выставки: чувственная строгость драпировки, созданной модельером имеет скульптурный характер, перекликаясь с одеждой древних греков и античной скульптурной традицией. Сама Madame Grès, чьи творения по искусности выполнения не уступают Chanel, мечтала стать скульптором, воплотив затем мечту в работе с материей.
“Мне хотелось стать скульптором. Для меня не имеет значение, работаю ли я с тканью или мрамором” – утверждала дизайнер, чьи отточенные плиссированные произведения сейчас сосуществуют с могущественными статуями в парижском музее Bourdelle. Можно предположить, что эта выставка окажет не меньшее влияние на мир моды, чем состоявшаяся в прошлом году в Париже ретроспектива YSL.
С одной лишь разницей. В отличие от Yves Saint Laurent и Chanel, имя Madame Grès (точнее, псевдоним, позаимствованный у её мужа-художника – именно так он подписывал свои картины) оказалось в полном забвении после её смерти 17 лет назад, и лишь этой весной о ней вновь вспомнили в парижских кругах высокой моды. Хотя, влияние дизайнера на эволюцию модных направлений прошлого века и возможное развитие и перемены минималистического направления в моде двадцать первого века возводят её на пьедестал рядом с вышеупомянутыми мастерами.
Больше всего, наверное, изумляет безвременное качество произведений Madame Grès – вечерние платья в греческом стиле, созданные модельером в 1940-х смотрятся современно и не менее изысканно, чем творения сегодняшних кутюрье. Умение создать платье, чей силуэт будет оставаться современным сквозь века и десятилетия по-настоящему восхищает. Даже ежедневная одежда, созданная Germaine Krebs в 1930-х (G.K. – настоящее имя модельера) обладает шармом простоты и одновременно изощрённости: тонко и умело спрятанная кропотливая работа настоящего кутюрье и уважение по отношению к женскому облику и силуэту.
"Madame Grès: Couture at Work" продлится в Musée Bourdelle до 24 июля.
Images courtesy Eugene Rubin/ FNAC/Centre national des arts plastiques, Paris