Этот фильм после первого и последующих просмотров наполняет ваше существование своими аллюзиями и ассоциациями. Вы уже не можете просто ходить по улице, не можете в майском обманчивом тепле обходиться без маленькой кашемировой кофты, уже мечтаете навестить Францию, а из головы не выходит музыка Мишеля Леграна.

 
Жак Деми – режиссер фильма - стал таким неизвестным классиком «новой волны». Его художественные принципы остаются модными картами путешествий на Ла-Манш, а занятая в этой ленте Жаклин Моро – автор костюмов – по сей день остается вдохновителем современных брендов по целому каскаду образов, каждый из которых пользуется спросом вне зависимости от того, блондинка вы или брюнетка.
 
Первая роль Катрин Денев и сразу же попадание в разряд модных икон. Белокурая представительница мелкой буржуазии демонстрирует шик и негромкую сексуальность: вспомнить хотя бы персиковое декольтированное платье. Противоположный образ, но ничуть не менее интересный – у немецкой актрисы Элен Фарнер. Ее зеленый платок стал символом скромного обаяния, который героиня сменит на яркую оранжевую ленту – символ победы ее мечты и ее счастья.
 
Смотреть фильм стоит несколько раз: первый – ради сюжетной линии, понимания социального конфликта буржуазии и рабочего класса, второй – ради музыки Леграна, который согласился на авантюрную идею режиссера создать музыкальный «film chante» - спетый фильм. А третий раз – ради работы Жаклин Моро, ради того, чтобы в деталях рассмотреть костюмы и цветовое решение картины. Главная героиня Женевьева бежит на свидание с Ги в радостно-жёлтом плаще, провожает любимого в искренне-белом, тоскует - в платье нежно-голубой грусти, встречается вновь - в строгом коричневом манто.
 
Жаклин Моро создала костюмы к невероятному количеству фильмов: их больше 50, ее работу оценили и в оперном театре – более 20 спектаклей. С неизменным успехом она одевала Денев и придумывала наряды «Кармен» для Ла Скала. Показать притягательность, скрытую сексуальность героини Денев – Женевьевы и в то же время не потерять в изысканности и добавить скромности, - так она справилась с прической: часть волос убрана наверх, затем низкий хвост и, наконец, в финале картины – вечерняя сложная укладка с черной лентой, по которой мы можем вернуться к первому образу Женевьевы. Поверх платьев Моро одевала уютные, маленькие кофты, а пальто в цвет основного наряда, - такое сочетание стало визитной карточкой французской моды 1960-х.
 
Фильм «Шербурские зонтики» - это не мюзикл и не оперетта. Все диалоги написаны белым стихом, режиссуру определяет музыка, ее ритм, он же задает характер движения камеры и актеров, и все это находится в контакте с повседневностью. Этот неожиданный ход для 1960-х сейчас смотрится крайне органично. Персонажи поют все время, к финальным сценам вы перестаете замечать это. В отличие от мюзикла, где плавное течение сюжета нарушают вставные танцевальные сцены, в фильме Деми вы считаете музыку естественным средством связи героев.
 
Посмотреть фильм Деми еще раз нужно еще и для того, чтобы лучше понимать, что делает лихач Альмодовар или даже Аки Каурисмяки. И откуда в современных французских картинах вроде «Все песни о любви» такое тонкое чувство моды. Нет, простите, стиля.

Ваша Дарина Малкири.