В настоящее время российская экономика пытается выйти из кризиса, несмотря на все природные катаклизмы, обрушившиеся на голову наших многострадальных соотечественников. Так по сообщениям авторитетного портала Retail.ru, ведущие специалисты и руководители розничных сетей, специализирующихся на торговле модными товарами, отмечают следующие наметившиеся тенденции на 2010 год:
- Вопреки ожиданиям большинства ритейлеров существенного перераспределения потребителей внутри различных ценовых сегментов не произошло. Покупатели остались верны своим предпочтениям и лишь снизили частоту покупок;
- Сегмент luxury, во время кризиса пострадавший больше, чем остальные, сократился за счет нецелевых покупателей, которые изначально не принадлежали к этому сегменту и были вынуждены покинуть его в связи со снижением доходов;
- Несмотря на то, что объем продаж в дисконтных магазинах в период кризиса вырос на 20-30%. В данный момент наблюдается прямо противоположная тенденция: дисконтные центры пустеют, в то время как продажи в концептуальных магазинах растут;
- Рынок труда стал более насыщенным, и компании наконец-то смогли укомплектовать свой штат высокопрофессиональными кадрами, к тому же за более интересную цену;
- Стали более очевидны экспансия рынка и глобализация зарубежных брендов, которые обладают солидной финансовой поддержкой и самостоятельно выходят на российский рынок, укрепляя свои позиции по отношению к российскому ритейлу. Напомним, что за последний год на российский рынок вышли H&M, Uniqlo, Mustang. Всемирно известная американская марка Guess также объявила о своем намерении развиваться самостоятельно;
- На рынке ощущается рост торговой активности. Некоторые ритейлеры смогли выйти на докризисные объемы продаж и оптимистично оценивают свое текущее положение.
Несмотря на оживление спроса со стороны ритейлеров, доля свободных площадей в первом полугодии сохранилась на прежнем уровне. Согласно материалам обзора рынка торговой недвижимости Москвы за 1 квартал 2010 года от компании GVA Sawyer, общее предложение площадей качественных торговых центров на рынке Москвы по итогам 1 полугодия 2010 г. достигло 3 686 тыс. кв. м (GLA). Обеспеченность жителей Москвы площадями в качественных торговых центрах составила 350 кв. м GLA/1 000 человек. К 2012-2013 г. наметится дефицит нового предложения, крупнейшие проекты ТЦ, строительство которых сейчас ведется, планируются к вводу в 2011 г. («Ривер Молл» (258/88 тыс. кв.м), ТЦ «Тверская Молл» (113,5/37,5 тыс. кв.м), «ГудЗон» (120/71 тыс. кв.м) и др.), практически отсутствуют проекты ТЦ со сроком ввода 2012-2013 г, новые проекты строительства сегодня не заявляются.
Из знаковых проектов, которые планируется реализовать к 2012 г., отметим аутлет-молл Fashion House на Ленинградском шоссе (40 тыс. кв.м.) На сегодняшний день проектирование комплекса находится на стадии завершения, строительство начнется весной 2011 г.
В условиях кризиса торговые операторы начинают развивать новые форматы и ритейлеры продолжают открывать свои магазины в новых форматах – меньшего размера или формата дискаунтера.
Увеличивается инвестиционная активность на рынке. В 1 кв. 2010 г. отметим учреждение фонда Prometheus Capital Partners. Компания планирует заниматься инвестициями в области розничной торговли и услуг, а также производства продуктов питания и других потребительских товаров. Средний размер сделок составит около $ 50 млн. Во 2 кв. 2010 ГК ПИК объявила о намерении привлечь партнера для создания фонда недвижимости, куда войдут торговые объекты. Mirland Development заявил о готовности вложить $100 млн. в приобретение новых девелоперских проектов в России.
Наметилась тенденция к росту арендных ставок, в 1 полугодии 2010 года для большинства арендаторов в торговых центрах Москвы они выросли на 5-10%. В новых торговых центрах при сдаче в аренду секций крупным одежным операторам актуальным является переход от фиксированной арендной ставки к проценту от оборота. При этом в условиях договора прописывается минимальная фиксированная ставка.
За первое полугодие наметился спрос со стороны ритейлеров на качественные свободные площади, как в торговых центрах, так и в стрит-ритейле. Но, несмотря на оживление спроса со стороны ритейлеров, доля свободных площадей в первом полугодии сохранилась на прежнем уровне, составив 10-12% в Москве. Причиной тому стало открытие новых торговых центров в полузаполненном состоянии. В 2009 году торговые объекты, вводимые в Москве, в среднем были заполнены на 40-60%. В 2010 данная тенденция продолжается, что вынуждает новые объекты открываться пофазно.
Как и прогнозировали GVA Sawyer, продолжается уход с рынка части небольших и средних по размеру российских сетей, которые активно развивались до 2009 г. за счет кредитных средств. Также несколько международных ритейлеров анонсировали свои планы возвращения на российский рынок.
Основной вывод, к которому склоняются практически все уважаемые эксперты отрасли – это то, что кризис, несмотря на трудности, открыл для них значительно больше возможностей, чем когда-либо, и другого такого случая может уже и не быть.Итак, что же ожидает российский Fashion Retail в ближайшем будущем:
- Более избирательные и придирчивые покупатели, для которых будут все большее значение играть комфорт и удобство совершения покупки;
- Необходимость обучения своей целевой аудитории и повышения лояльности потребителей;
- Дальнейшая глобализация и усиление конкуренции со стороны западных брендов;
- Ожесточенная борьба за высвобождающиеся торговые площади в наиболее привлекательных торговых центрах.
Из всего выше сказанного напрашивается вывод: у российского ритейла появилась реальная возможность подготовиться к новому этапу развития, и выиграет тот, кто лучше всех сможет учесть уроки прошлого и обернуть последствия кризиса в свою пользу.