АНАСТАСИЯ ШУЛЬЖЕНКО — ОСНОВАТЕЛЬ БРЕНДА SHANIQ

НАСТЯ, РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ТЕБЕ ПРИШЛА В ГОЛОВУ ИДЕЯ СТАТЬ ЮВЕЛИРОМ

Я училась в художественной школе с детства, потом — университет на дизайнера по костюму. В процессе учебы я увлеклась мелкой пластикой, сначала керамикой четыре года занималась, потом судьба свела с ювелирами, с друзьями, я была несколько раз в мастерской. Сначала — вау, как круто! — я обожаю инструменты, молотки, это моя слабость, потому что я у папы старшая дочка, а сына у него не было, поэтому я все свое детство провела в мастерской, среди его инструментов, и железо для меня — родная стихия. Попала в ювелирную мастерскую и поняла, что в ней и моя любовь к инструментам, и искусство сочетаются вместе, а когда я увидела там девушку, которая работала, подошла к ней и сказала: “Вера, девушка-ювелир — это круто”. Я поняла, что, оказывается, не боги горшки обжигают, и девушки вполне могут это дело осилить. Она сказала: “А здесь нет ничего трудного, это же не мешки пятидесятикиллограмовые поднимать, вполне физически доступная для девушек работа”. И я понемножечку начала сначала работать с воском, потому что изготовление ювелирных украшений имеет три основных направления. Первое — это когда сразу из металла делается проволока и пластина, и из этого вырезается, выпиливается и собирается в украшение. Второй вариант: сначала вырезается из воска специального ювелирного, потом этот воск — вот, у меня журавлик будет — его отливают в металле и дальше дорабатывают. И третий вариант, это последние десять лет, — 3D-моделирование. Модель строится на компьютере, выращивается в воске струйным принтером, потом оправляется в металле. Это разные способы изготовления украшений, но результат всегда один, он в металле на витрине с камнями.

ЕСТЬ ЭТО ТАКАЯ МИНИСКУЛЬПТУРА?

Да, это минискульптура. Я же занималась керамикой, когда в институте училась, как раз делала маленькие скульптуры: часы, тарелки — тоже скульптуры, но я ушла, получается, в совсем мелкую пластику. Но кому они нужны в большом количестве? А украшения нужны всегда. Из всей мелкой пластики самое востребованное — это ювелирка. И я пошла в ювелиры. После института я была в керамической фабрике, но, во-первых, это были кризисные годы, зарплаты было никакой, две тысячи рублей мне предложили, это просто колготки, вообще ни на что…

А ЕСЛИ БЫ ВЫ НЕ СТАЛИ ХУДОЖНИКОМ, ЮВЕЛИРОМ, ТО КЕМ БЫ СТАЛИ? ИЛИ НЕ БЫЛО ДРУГИХ ВАРИАНТОВ?

Мне в голову не приходило, что это так просто. У меня были варианты: дизайн костюмов — шить, росписи тарелок — я посещала керамические фабрики, ездила на экскурсии, глина меня привлекала. Все, что связано с художественным созданием: роспись игрушек елочных, стеклодувы мне очень нравились — все, что с этим связано, мне всегда было интересно. И инструменты я люблю, поэтому и из дерева что-то строгала с папой, заставляла его делать. В общем, у меня не было другого шанса.

ВСЕ ПОНЯТНО, НИКАКОЙ РАЗВИЛКИ НЕТ. А ТО У НЕКОТОРЫХ ТО ПИСАТЕЛЬ, ТО АКТРИСА, ТО ТЕЛЕВЕДУЩАЯ, А У ВАС ТОЛЬКО ОДНО.

У меня один раз только было, в школе. Единственный момент, когда родители усомнились во мне. То ли в первом, то ли во втором классе попросили нарисовать, кем вы будете. Я не знала, как нарисовать художника и нарисовала доктора в белой шапке с красным крестом. И мама говорит: “Ничего себе, ты же доктором хотела быть!”, я говорю: “Мам, я просто не знала, как нарисовать художника”. И я четко помню, что я всех обманула и нарисовала доктора, что там — второй класс у меня был. С самого детства знала, что буду рисовать, пошла в первый класс в семь лет и говорю: “Мам, первый класс школы — значит, мне можно и в художественную школу в первый класс идти”. И я ее потащила первого сентября потом в художественную школу.

НИЧЕГО СЕБЕ, ТАКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ!

Мама пришла, а ей говорят: “Вы что, женщина, у нас с девяти лет берут в первый класс”. И мы ушли. Я на два года эту идею сохранила; когда мне исполняется девять лет, у меня день рождения в сентябре, я говорю: “Мама, мне нужно идти в художественную школу”. Она говорит: “Мне некогда”. Я поехала одна в девять лет через весь город устраиваться в художественную школу. Директор сказал: “Я тебя помню”, и меня взяли. Я самостоятельная очень в этом стремлении, ракета.

 ПОГОВОРИМ ПРО ВАШИ ШЕДЕВРЫ. КАКИЕ КАМНИ ИСПОЛЬЗУЕТЕ, ГДЕ ИХ БЕРЕТЕ?

До того момента, о котором я рассказала, я всегда работала на хозяина, из материала хозяина, фирмы. В основном это серебро. Перед выходом в декрет моя жизнь кардинально изменилась: во время беременности я начала набивать своих клиентов, начала активно рассказывать всем, что “Я буду через девять месяцев делать все, что вы захотите, но из ваших материалов”. И мой телефон начали постепенно передавать друг другу люди, я купила оборудование, взяла кредит, купила квартиру маленькую в городе Орел, а на остатки, тысяч на двести, купила стол и инструмент самый необходимый. И к моменту, когда я родила, у меня уже было где-то пять или шесть заказчиков своих и оборудование минимальное, чтобы я могла работать дома. Мои клиенты постоянные, которые много для себя заказывали, другим меня рекомендовали, стали просить: “Настя, ставь, пожалуйста, свой штампик” — не пробу, клеймо, которое мне по закону положено, а что-то личное, “ или подпись, или картинку свою придумай”. Собственно, меня клиенты толкнули на то, чтобы я занялась разработкой логотипа. Я разработала себе логотип, название и поняла, что его нужно патентовать, потому что это все тоже недоделанная работа, а я люблю работать качественно. Поэтому сейчас у меня есть и логотип, и название -«SHANIQ”.

 КАК НАЗЫВАЕТСЯ МАГАЗИН, АДРЕС?

Адрес — Покровка, 40. Я работаю не одна, потому что не в состоянии справиться с таким количеством заказов. Я делаю то, что не могут сделать мои помощники. А так у меня есть и 3D-шница девушка, с которой мы по скайпу строим модели по моим эскизам.

БУКВА “А”, А ЧИТАЕТСЯ КАК “ШАНИК”, ДА?

Да, просто букву “Ш” я вынесла наверх. Сейчас я просто пишу на своих украшениях «SHANIQ”. Логотип в процессе притирания к изделиям — смогу ли я или не смогу ставить целый логотип на украшения. Сейчас я пробовала — он тупо не влезает, название помещается, а весь логотип не помещается. Весь я могу использовать только на аватарке или в Instagram, но я пока еще это не до конца сделала, потому что мне нужен дескрипт, расшифровка логотипа. Я ее заказала, мне ее сейчас только делают.

ДА, МОЖЕТ, ПРОСТО ПОДПИСЬ «SHANIQ”  БУКВАМИ?

Сейчас у меня так и получается, я просто пишу название, на сережках пишу и все. А где нужно побольше, может быть, останется буква “А” с квадратиками.

“SHANIQ”— это мои инициалы Ш.А.Н., а окончание -IQ- это фонетическая дань слову «уникальность» и указание на  продуманность  дизайна визуально напоминает знаменитую обревиатуру  теста на умственный уровень -IQ! Читается как «Шаник» название и логотип зарегестрировала  в Роспатенте -это для меня значимый шаг.

ТО ЕСТЬ ВАШИ КЛИЕНТЫ — ЭТО В ОСНОВНОМ БЫЛИ ДРУЗЬЯ И ДРУЗЬЯ ДРУЗЕЙ?Наверное, да. Даже не то чтобы дружеские отношения — знакомые. До сих пор у меня с многими моими клиентами отношения хорошие, но клиентские, друг к другу в душу не лезем. По пять лет могут быть клиентами — мне все равно, чем они занимаются, если они не хотят мне этого рассказывать. Сейчас ребенку три с половиной года. Я увлеклась камнями, начала изучать камни самостоятельно по книжкам, покупать многие камушки на выставках, у знакомых и просто сравнивать; у меня собралась уже целая коллекция камней, своя шкатулка. Знаю, чем отличаются друг от друга разные виды гранатов, разные виды турмалинов — в камнях я понимаю, не на профессиональном уровне, я не гемолог, но на любительском разбираюсь. Естественно, по дороге у меня завязались связи с гемологами, то есть если у меня есть вопросы, я обращаюсь, и ребята, которые уже стали моими друзьями, рассказывают. Если нужна сертификация камней на продажу, тогда в МГУ в гемологический центр. В ювелирном мире очень большая иерархия. Есть те, кто только цепочки паяют, есть те, кто обрабатывают, есть кто только закрепку делает, а я начала сразу с модельера — профессиональная, высшая ступень, потому что я художник. И многие модельеры даже с камнями не знакомы. Не интересно, или они делают, а камни подбирает за них гемолог. А я, как человек любопытный и увлекающийся, и туда влюбилась тоже, камнями увлеклась заодно по полной.