Мода будущего — это удивительный симбиоз с искусственным интеллектом, который приводит к созданию новых форм творчества и расширению глобального сотрудничества. Технологичность и экологичность лежат в основе модной индустрии нового поколения.

2023 год стал переломным для всей fashion-индустрии — это год, когда в бизнес вошел ChatGPT, когда Google предложил инструмент для виртуальной примерки одежды, и когда были показаны первые коллекции, созданные с помощью нейросетей.

Искусственный интеллект — одна из наиболее быстро развивающихся технологий нашего времени, проникающая во все области нашей жизни. По мнению экспертов PWC, искусственный интеллект к 2030 году будет приносить мировой экономике более 16 трлн. долларов в год.

Объем мирового рынка искусственного интеллекта, используемого в моде, вырос с 0,65 млрд долларов в 2022 до 0,91 млрд долларов в 2023, предполагаемый среднегодовой темп роста составляет 40%. Ожидается, что этот показатель будет расти и дальше - до 3,72 млрд. долларов в 2027 году (ист. – отчет The Business Research Company  «Искусственный интеллект на рынке моды 2023»). Основные игроки ИИ в индустрии моды: Microsoft, IBM, AWS, SAP, Facebook, Adobe, Oracle, Catchoom, Huawei, Wide Eyes, FindMine, Intelistyle, Lily AI, Pttrns.ai , Syte.

Неудивительно, что правительства большинства стран вкладывают миллиарды долларов в разработки, связанные с ИИ. В частности, Правительство РФ направит дополнительно 1,2 млрд руб. на поддержку разработок в области искусственного интеллекта, пишут Ведомости. Такое постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин в октябре этого года. Из этой суммы более 800 млн руб. в виде грантов получат не менее 16 малых предприятий, занимающихся продуктами и сервисами на базе ИИ. Еще 250 млн руб. пойдут на формирование и актуализацию наборов данных, востребованных в коммерческом обороте.

Социальные сети - движущая сила развития искусственного интеллекта в сфере моды

Ключевым драйвером роста использования искусственного интеллекта в индустрии моды является растущее влияние социальных сетей на отрасль.

Успех модных брендов во многом зависит от их продвижения в социальных сетях через инфлюенсеров - лидеров мнений, авторитетов и экспертов в области моды. Согласно данным компании Heuritech, 60% пользователей находят идеи для покупок в социальных сетях. 71% пользователей принимает решение о покупке после того, как увидел товар в социальных сетях.

Социальные сети являются одним из главных источников информации для индустрии моды, так как позволяют собирать огромное количество данных со всего мира. Например, благодаря анализу больших данных с использованием искусственного интеллекта, бренды могут предсказывать модные тенденции, определять популярные цвета, стили, модели и материалы, которые будут трендовыми в следующем сезоне. Это позволяет компаниям быстро реагировать на изменения в предпочтениях потребителей, предлагая им актуальную и, самое главное, востребованную продукцию, что значительно повышает конкурентоспособность брендов.

До недавнего времени модные тенденции определяли  эксперты и специализированные агентства. Однако сейчас их активно вытесняют цифровые технологии. Один из ярких примеров - проект технологической компании Heuritech в области прогнозной аналитики трендов и продуктов. Среди клиентов компании - Louis Vuitton, Dior, Jimmy Choo, Adidas и другие. Каждый день платформа искусственного интеллекта от Heuritech анализирует более 3 миллионов фото и видео в социальных сетях, выявляя ключевые тренды и определяя наиболее популярные продукты.

Социальные сети объединили в себе два тренда: цифровую моду и так называемую slow fashion, или «медленную моду». Это концепция заключается в том, чтобы отдавать предпочтение качественным, долговечным вещам, при производстве которых не наносится вред окружающей среде. Действительно, зачем покупать новую одежду ради пары фотографий в социальных сетях? Гораздо экологичнее создавать и размещать виртуальные образы, которые нейросети создают с такой точностью, что их уже почти невозможно отличить от реальности.

Обзор возможностей ИИ в индустрии моды и примеры их использования

Практически любая область модного бизнеса теперь может извлечь выгоду от применения искусственного интеллекта: от создания коллекций до онлайн торговли.

Внедряясь, ИИ повышает производительность любого этапа fashion индустрии. Искусственный интеллект уже сегодня помогает с меньшими затратами создавать быстрее, производить качественнее и продавать больше.

Дизайнерам больше не нужно путешествовать по всему миру в поисках вдохновения, они могут генерировать идеи и новые концепции за считанные минуты посредством нейросети. Для этих целей существует множество платформ, например, Designovel, которая на базе ИИ использует передовые алгоритмы, чтобы помочь дизайнерам создавать новые коллекции. Загрузив свои эскизы и мудборды (вдохновляющие картинки) на сайт, дизайнеры могут получить индивидуальные пользовательские дизайны, принты, рекомендации по тканям и планированию продукта. В целом, платформа направлена на оптимизацию процесса проектирования, снижение производственных затрат и помощь дизайнерам в создании инновационных и стильных коллекций.

В апреле 2023 года состоялась первая в мире AI Fashion Week с участием более 300 дизайнеров, которые создали коллекции с помощью нейросетей.  Хотя в представленных коллекциях и узнавался «почерк» известных модных брендов, т.к. ИИ основывается на анализе старых коллекций, но многие крупные компании взяли на вооружение дизайнерские приложения ИИ, активно внедряя их на этапе разработки ассортимента.

Например, такие крупные модные дома, как Gucci и Louis Vuitton, используют ИИ для разработки новых коллекций, алгоритмически предсказывая популярность определенных дизайнерских решений.

На Неделе моды в Париже в этом году и вовсе прошло шоу «Selected Memories of Functionality» технологичного бренда одежды Newfacet, ориентированного на «покупателей будущего». Newfacet — AI-бренд, созданный человеком, но вся коллекция и съемки марки разрабатываются машиной.

Российские бренды не отстают и активно используют возможности ИИ. Бренд Gloria Jeans в 2023 году создал полноценную коллекцию с помощью искусственного интеллекта. Благодаря четкому запросу дизайнеров нейросеть создала для новой коллекции эскизы, подобрала материалы и фурнитуру. При этом для каждой модели ИИ предложил несколько десятков вариантов дизайна, что заметно ускорило процесс работы над линейкой.

Российский футуристичный бренд одежды YOU WANNA, в свою очередь,  совместно со студентами факультета «Мода и фотография» образовательной платформы SKILLBOX разработали одежду с помощью нейросети Midjourney для генерации идей образов и программы моделирования одежды Clo3d для их визуализации.


AI-разработки также меняют и индустрию производства одежды и обуви. Например, применение ИИ-алгоритмов способствует улучшению производственных процессов и повышению качества продукции, снижает процент брака, оптимизирует рабочие процессы и даже полностью заменяет человеческий труд. ИИ также успешно используется в оптимизации рекламных кампаний и предложении потребителям персонализированных предложений. Искусственный интеллект зарекомендовал себя и в сфере управления персоналом, помогая HR-специалистам составлять расписание и оптимизировать рабочие процессы для удовлетворения производственных потребностей.

Еще одним важным преимуществом использования ИИ в индустрии моды является борьба с контрафактной продукцией, которая ежегодно наносит многомиллионные убытки модным брендам и покупателям. С помощью искусственного интеллекта и компьютерного зрения компании могут разрабатывать системы для распознавания подделок, анализируя особые признаки и детали оригинальных товаров. Например, eBay использует ИИ не только для борьбы с контрафактом на своей платформе, но и для создания системы аутентификации для ограниченных коллекций.

Искусственный интеллект также помогает модным брендам достигать целей устойчивого развития, что, по данным исследования IBM, является очень важным фактором при выборе бренда для 84% потребителей. ИИ способствует сокращению ненужных отходов, экономии воды на производстве, снижению загрязнения окружающей среды и выбросов углекислого газа. Например, Стелла Маккартни стала партнером Google Cloud в рамках совместного пилотного проекта, который использовал портфолио технологического гиганта в области машинного обучения и обработки данных для оптимизации цепочек поставок в индустрии моды. Бренд использовал искусственный интеллект для анализа ключевых экологических показателей производства своей одежды, включая выбросы парниковых газов, использование земли и потребление воды.

Нейросети уже начали частично заменять фотографов, стилистов и моделей. Например, платформа zmo.ai дает возможность дизайнерам создавать лукбуки и редакционные фотосессии своих коллекций за считанные минуты. Она генерирует высококачественные цифровые изображения тысяч «человеческих моделей», а также может создавать высококачественные реалистичные фотографии из текста или изображений, которые можно тут же профессионально отредактировать. Платформа сокращает издержки и время на фотосессии, а также повышает точность целевого маркетинга. Благодаря таким возможностям, уже появилась такие профессии, как нейрофотограф, ИИ-художник, диджитал-дизайнер.

В этом году бренд Levi’s  начал сотрудничество с Lalaland.ai — компанией, которая разработала нейросеть для генерации AI-моделей людей. При этом компания Levi’s заявила, что не собирается уменьшать количество живых фотосессий.


Некоторые AI-модели, полностью созданные искусственным интеллектом, уже получили мировую известность. Например, бразильско-американская "модель” Микела Соуза, у которой 3,1 миллиона подписчиков в Instagram, уже сотрудничала с Givenchy и Prada и снялась в видео Calvin Klein вместе с реальной моделью Беллой Хадид. Мало кто может сказать, что ее на самом деле не существует, если ему не рассказать о ее происхождении.

Майская обложка журнала Vogue Italia и фотосессия в развороте с участием Беллы Хадид была создана с помощью ИИ-платформы DALL-E. Данная нейросеть доработала исходные образы суперзвезды по текстовым подсказкам стилистов. По словам фотографа Карлин Джейкобс, использование слов для создания образов оказалось совершенно новым подходом, и в итоге за каждым получившимся кадром было около 20 различных идей. «С DALL-E вы можете многократно переделывать сгенерированное изображение и работать с ним — почти как художник, меняющий холст. Это совместный процесс, в котором люди активно участвуют в формировании конечного результата», — сказал Чад Нельсон, ИИ-художник.


Электронная коммерция в фешн бизнесе теперь может быть максимально персонализирована и адаптирована под нужды потребителя. Впредь будет меньше «холостых» запросов в поисковике - ИИ предложит идеально подходящую выборку товаров для каждого потребителя, исходя из его параметров и предпочтений. В будущем будет меньше возвратов, головной боли всех ритейлеров, благодаря технологиям виртуальной примерки.

Российский стартап Get Outfit успешно конкурирует с зарубежным сервисом по подбору и доставке одежды по подписке Stitch Fix. При схожей модели российская компания на шаг впереди, т.к. в отличие от Stitch Fix не закупает и не складирует одежду. Get Outfit - это платформа, объединяющая стилистов, ритейлеров и других партнеров, делая ассортимент для подбора образов еще шире.

Выводы

На данный момент ИИ в моде пока еще напоминает ребенка, с которым увлекательно играть. При этом этот ребенок очень быстро растет и обучается. И вскоре, повзрослев, мы увидим, какие кардинальные перемены он принесет в мир модного бизнеса. Исследование, проведенное Национальным университетом Пусана, Южная Корея, доказало, что совместные проекты человека и искусственного интеллекта (ИИ) произведут революцию в дизайне одежды.

Возможности искусственного интеллекта в индустрии моды поистине безграничны. Точно можно сказать, что искусственный интеллект предназначен для улучшения творческого процесса, а не для его замены. ИИ шаг за шагом качественно меняет отрасль, а говорить о полной ее трансформации можно будет, когда будет оцифрована вся цепочка бизнес-процессов.

Несмотря на стремительное развитие искусственного интеллекта, ключевые и революционные идеи по-прежнему будут создаваться людьми.  Хотя ИИ способен обрабатывать огромные объемы данных и предлагать эффективные решения, именно человеческий разум способен порождать уникальные и преобразующие идеи, которые меняют мир. Теперь же от дизайнеров требуется не только профессионализм и креативность, но и способность адаптироваться к новым условиям и технологиям, а также умение работать в команде с ИИ и другими специалистами. Кроме того, потребуются новые знания и компетенции в области программирования, машинного обучения, нейросетей и других современных технологий.

Мода - это всегда отражение эпохи и наш мир уже никогда не будет прежним, потому что мы шагнули в новую высокотехнологичную реальность, в которой уже не отличишь АI-модель от живого человека. Фантастика стала реальностью.

В статье использованы изображения: Metaverse Fashion WeekAI Fashion WeekVoquevc.ruLevisYOU WANNA.

Автор статьи - Мальцева Ирина Анатольевна, старший партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг»