17 октября 2012 года в рамках юбилейного 25-й сезона Mercedes-Benz Fashion Week Russia открылась выставка-ретроспектива Вячеслава Зайцева «Слава русской моды», где вниманию зрителей представлены модели одежды мастера за последние 30 лет.
В Малом выставочном зале, что расположился на нижнем уровне реконструированного ЦВЗ «Манеж», развернулась удивительная экспозиция «Слава русской моды», посвященная 30-летию Дома моды и 50-летию творческой деятельности Вячеслава Зайцева. Впечатляющее красно-белое табло с названием выставки обещает, что пытливого зрителя ожидает не столько отчет о творческой деятельности лидера отечественной моды, сколько удивительное путешествие в волшебный мир величайшего художника и пламенного патриота своей страны.
Вячеслав Зайцев приглашает рассмотреть первую группу моделей, объединенных роскошью формы, отделки и драматизмом черного цвета: «Модели, выполненные в стиле разных эпох, были созданы в конце ХХ века. Здесь представлены вещи из коллекций1988-98 годов: «Воспоминание о будущем», «Посвящение», «Соблазн» и «Тайна гармонии». Получился единый стиль, как будто одним махом сделано!».
Подходя к группе красных манекенов на фоне алой стены, мастер расправляет плечи, его глаза искрятся от удовольствия: какой русский не любит красный цвет? Модели платьев pret-a-porter de luxe всех оттенков теплого спектра цветов – настоящая гордость автора. «Справа платье, вдохновленное образом Вивьен Ли из фильма «Унесенные ветром», - поясняет Вячеслав Зайцев. – Затем следует образ Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи». Историческая тема: розовый корсет, двойная юбка и огромный палантин. Следующая модель сложной цветовой гаммы, сделана по мотивам костюмов боярской Руси. Платье и пальто из коллекции «Тайны гармонии» побывало во многих странах. Завершает группу платье с выстеганным корсетом. Это очень сложная техника формообразования, доступная потрясающим мастерам Дома моды. С этого платья началось мое увлечение корсетами».
Пламенеющая роскошь сменяется золотыми россыпями в моделях из коллекции «Русские сезоны в Париже» сезона 1988 года. «Комплект из разноцветной парчи – из коллекции 1996 года, - замечает Зайцев, расправляя складки объемной юбки. – А эти модели созданы муляжным методом из тюля разных цветов. Яркие перья и декоративные кисти привезены мной из Парижа. Эта группа напоминает о творчестве Поля Пуаре. Фиолетовое пальто-кокон дополнено платьем из панбархата. Экспозицию очень украшают стильные манекены! Спасибо Александру Шумскому!».
Боярская Русь вдохновила мастера на создание моделей из французских жаккардовых тканей, отделанных тонированным мехом, где мастер играет на контрасте тяжелого материала верхней одежды и невесомости многослойных юбок из тюля. Новое прочтение классики – привычное занятие дизайнера-виртуоза. Лаконичный приталенный жакет из блистающей парчи отделывается декоративной тесьмой и шелковыми кистями, унизанными сверкающим стеклярусом. Юбка-солнце выстегивается по низу и превращается необычное архитектурное сооружение.
«Какая классная ярмарка! - восклицает кутюрье. – Весь Павловский Посад здесь!». Настоящее народное гулянье не может обойтись без разноцветной карусели! На стилизованной выставочной площадке, среди деревяных красных лошадок, размещена группа моделей одежды, выполненных из павловопосадских шалей. Именно с них началось триумфальное восхождение советского модельера к вершине мировой славы. «На нашей шерсти в клетку мы сделали аппликацию – получилась дивная фактура, - вспоминает Вячеслав Михайлович. – Простота – удел гения. Для меня эталон – Диор. Он взял юбку-солнце, стянул талию, дополнил маленьким жакетом, и все сошли с ума! Вот, казалось бы, скучнейшая вещь – редингот, но он сделан из павловопосадских шалей! Вот фуфайка, простейший крой. Красотища, правда? А это историческое платье невесты, в нем Алиса Крылова завоевала титул «Миссис Вселенная». Под ярким верхним платьем скрывается роскошная нижняя юбка из индийского дикого шелка с кружевом».
Маэстро проходит мимо потерявшей голову зеленой невесты: «Интересное решение из коллекции 2004 года. Здесь невеста выбирает себе голову». Невеста стоит рядом с коллекцией шляп и никак не может сделать свой выбор. Далее внимание Зайцева переключается на необычную инсталляцию. Светящаяся стена разделяет выставочный зал на дополнительные пространства, где на весящих цепях размещены снимки моделей Вячеслава Зайцева, напечатанные на прозрачном пластике. Подсветка огромного экрана, неуловимое движение «парящих» фотографий, все это создает эффект легкости и сюрреализма.
Однако оборотная сторона светящейся стены оказывается белым фоном для черно-белой экспозиции расшитых корсетов и платьев, инкрустированных кристаллами Сваровски. Рядом, в витринах с подсветкой расположены уникальные изделия кружевниц из знаменитого города Ельца. Профессионалы высочайшего уровня смогли по эскизам Зайцева создать многоцветные кружевные топы и юбки, напоминающие витиеватые витражи в стиле «ар-деко».
Прогулка с мастером по его сказочной стране подошла к концу, но вернуться в мир настоящего искусства можно вновь: выставка продлится до 28 октября 2012 года.
Информационное агентство Slava Zaitsev. Фото MBFWR и Ивана Голова.