Если бы не выпуск iPad, то 2010 год можно было бы считать началом эры технологий 3D. В прошлом году в кинопрокате самыми популярными оказались 3D-картины, такие как «Аватар» и «Алиса в стране чудес».

Джеймс Кэмерон, режиссер «Аватара», считает: «3D-фильмы дороги, на подготовку их производства требуется время; думаю, более востребованными окажутся «живые» трансляции в 3D – спортивные события и музыкальные концерты, которые обходятся значительно дешевле».

Прогноз гуру кинематографа подтверждает действительность. Так, на последних Неделях моды Москвы: RFW и VFW, велась 3D-съемка, а показ Burberry Prorsum на Milano Moda Uomo, от 15 января 2011 года, транслировался по интернету в формате 3D.

Так что же такое 3D (трехмерное изображение)? Это ощущение объемности видимых объектов, когда глаза видят один и тот же предмет под разными углами, соединяясь в мозге, две картинки воспринимаются как одно объемное изображение.

Эффект 3D мы воспринимаем с помощью затворных очков, 3D-очков, каждая линза которых представляет собой просветный ЖК-дисплей. По команде специального синхронизирующего сигнала линзы поочередно затемняются, и глаз получает адресованное только ему изображение. То есть в момент отображения «левого» изображения  должно быть «открыто» стекло левого глаза, и наоборот.

Качество получаемой картинки напрямую зависит от типа  3D-телевизоров. Чем выше скорость обновления изображения, тем более четкое изображение мы получаем. Частота смены изображения в 3D-телевизорах – 120 раз в секунду, соответственно, на каждый глаз приходится по 60 Гц.

Необходимость быстрого переключения изображений накладывает определенные требования на скорость отклика экранов ЖК-телевизоров, славящиеся своим длительным временем переключения. К этому добавляется «торможение» 3D-очков, созданных по той же технологии. В результате возникает мерцание изображения.

Плазменная технология не страдает от «заторможенности» пикселов экрана и обеспечивает скорость переключения в десятки, и даже в сотни раз выше, чем в ЖК. Однако для «плазмы» свойственно изменение общей яркости изображения в зависимости от сюжета: чем ярче отдельные объекты в кадре или сюжет в целом, тем ниже общая яркость. У ЖК-телевизоров такой зависимости нет.

Благодаря растущей конкуренции можно отметить значительное (ниже 40 тыс. руб.) падение цен на 3D-телевизоры. В следующем году производители обещают предоставить модели с богатым функциональным оснащением, именуемые 3D-ready – что означает, что для просмотра 3D-изображения необходимо лишь приобрести затворные очки.

Серьезным источником затрат остаются 3D-очки. Их минимальная стоимость – 2,5 тыс. руб., и 10 тыс. руб. для них не предел. Из-за маркетинговой политики производителей допустимо использовать очки лишь «одноименные» с телевизором очки.

Так откуда получать объемные изображения, если фильмов и трансляций пока маловато? C точки зрения соответствия стандартам 3D и наиболее высокого качества изображения, оптимальным является использование 3D Blu-ray-плееров. Это единственный стандарт HD-видео, который поддерживают поголовно все кинопроизводители.

Для любителей домашних кинотеатров выпускают модели в комплектации с подобными проигрывателями, позволяющие получать не только объемную картинку, но и кинотеатральный звук. Цена на 3D Blu-ray- плееры может составлять от 7 до 40 тыс. руб. – в зависимости от производителя и предпочтений потребителей.

Если ждать очередной «прорыв» нет сил, то можно стать Джеймсом Кэмероном приобретя соответствующие камеры. Так камкордер HDC-SDT750 от Panasonic – первое устройство, позволяющее снимать 3D-видео по технологии Side-by-Side, когда одновременно передаются два изображения в 3D-ТВ и видео, при этом изображения располагаются в кадре рядом друг с другом.

3D-фотографии можно создавать с помощью фотокамер с двумя объективами, которые должны быть разнесены друг от друга на расстояние, соответствующее расстоянию между глаз, около 6,5 см. Однако и камеры с одним объективом способны выдавать 3D-фотографии – в процессе вращения камеры вокруг своей оси она делает несколько снимков подряд, которые соединяются специальной программой в одно трехмерное изображение.

В России ситуация с 3D-вещанием пока не радует. Только один провайдер ведет регулярное вещание в формате объемного изображения. Это компания «НТВ-ПЛЮС», заключившая  партнерское соглашение с Panasonic. Весьма перспективной представляется идея передачи 3D-контента через Интернет (IP-сети). В России она уже реализована совместно компаниями НПК «ЭРА» и HD Media, но лишь в тестовом режиме.

Герасим Гадиян, генеральный директор НПК «ЭРА», отмечает: «По нашим прогнозам, к концу 2015 года суммарная доля потребителей интернет-ТВ составит 45% общего числа абонентов цифрового ТВ-вещания и станет превалирующей средой цифрового ТВ в Росси. Уже сегодня HDTV-вещание в Интернете в расчете на одного абонента обходится весьма дешево. Возможности IP-сетей позволяют осуществлять 3D-вещание при скорости передачи доступа 4 Мбит/с – этого достаточно для передачи трехмерного видео. Каналы HD Media  можно принимать с помощью интернет-приставки, 3D-телевизора или персонального компьютера».

Слияние Интернета и ТВ с помощью новейших технологий вопрос только времени, а пока будем наблюдать за развитием 3D-технологий, позволяющих почувствовать себя участником происходящих событий, в том числе и модных.

По материалам журнала «Компьютер Билд» №1, 2011год.