В Арт Институте Чикаго проходит выставка "Impressionsim, Fashion and Modernity" ("Импрессионизм, Мода и Современность"), изучающая тесную взаимосвязь между этим художественным направлением и модными тенденциями того времени. Организованная совместно парижским музеем д’Орсэ, нью-йоркским Метрополитен и Арт Институтом Чикаго, экспозиция успешно состоялась прошлой осенью в Париже, этой весной в Нью-Йорке, и сейчас завершает мировое турне в Чикаго.
Любителям искусства и моды предоставляется удивительная возможность оценить повседневную моду и вечерние туалеты времён импрессионизма не только в изображении Дега, Ренуара и других известных французских художников того времени, но и в действительности увидеть предметы гардероба и аксессуары, включая батистовые платья, изящные шляпки, зонтики и даже веера, позаимствованные для экспозиции из частных и музейных коллекций по всему миру.
По словам куратора выставки, специалиста чикагского Арт Института Глории Грум, эти представители раннего авангарда особенно тонко чувствовали моду и её развитие. "Дега, Моне, Мане находились под впечатлением как от современной модной индустрии, так и от других новых явлений общественной жизни, набиравших силу в ту эпоху", – отмечает Грум.
Именно в тот период мода претерпевала значительные изменения, свидетелями которых стали импрессионисты, сумевшие запечатлеть эти трансформации в 1860-1880х гг. “Эта яркая эпоха характеризовалась, в том числе, расцветом торговли: появление универсальных магазинов и новых брендов, рост текстильных мануфактур, создание многочисленных модных домов, быстро снискавших славу за границей, особенно среди обеспеченных американских покупателей. Принадлежавшие к буржуазным кругам импрессионисты создавали портреты своих родных, друзей и, конечно, подруг, многие из которых, будучи модистками или швеями, сами шили свои туалеты, а более обеспеченные заказывали у лучших кутюрье”, – рассказывает консультант по костюмам Франсуаз Тетар-Витту.
Разделённая на отдельные части тематически – вечерние туалеты, мода на каждый день, наряды для поездки за город или на пикник, будуарная мода – экспозиция объединила вместе восемьдесят полотен таких мастеров живописи, как Эдуард Мане, Пьер-Огюст Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Густав Кайботт и других. Гравюры, журналы мод той эпохи и многочисленные фотографии из фонда Дисдери при музее д’Орсэ также включены в выставку, создавая атмосферу и помогая посетителям мысленно оказаться в Париже тех времён.
"В каждом зале выставлены одно или несколько платьев и аксессуаров, непосредственно связанных с картинами, чтобы посетители имели возможность сравнить живопись и моду. Мужские костюмы также представлены на выставке в отдельном зале", – говорит Филипп Тибо, главный хранитель музея д’Орсэ и куратор выставки, прошедшей ранее в Париже.