Беседовали: Илья Клепиков и Антон Лаврентьев (Ввиду того, что беседа оказалась необычайно насыщена и информативна, мы решили разделить ее на несколько частей.) Антон Лаврентьев

(А): Экономический кризис коснулся шоу-бизнеса. И модельный бизнес, как его отрасль, естественно, также находится не в лучшем положении. Как именно отразился кризис на модной индустрии в целом и на агентстве «Президент» в частности, и есть ли хоть какие-то пути в чем-то избежать кризиса? Андрей Медведев

(М) : Если честно, на мой взгляд, способов избежать кризиса нет. Я вообще перестал понимать, и что происходит сейчас, и что будет происходить дальше. Например, совсем недавно проходил кастинг на Неделю Российской моды, и некоторые модельеры предложили оплату в 2000 рублей за показ, что на сегодняшний день составляет 56 долларов США. То есть, 20 лет назад, когда мы начинали этот бизнес, ставка за работу модели на показе была примерно такая же – 50 долларов. Но я считаю, что до сих пор в России не существует такого понятия, как модельный бизнес. Хотя бы потому, что у нас нет никаких предпосылок для того, чтобы происходящее можно было бы назвать модельным бизнесом. Скорее подойдет термин «модельная работа» или что-то в этом роде. Илья Клепиков

(И): То есть девушка в России не может заработать «модельным бизнесом» себе на жизнь?

М: Как раз модель может, а вот модельное агентство – наоборот. Возьмем, к примеру, направление «дефиле». На конец 2008 года мы вышли на определенный уровень, и гонорар модели за показ составлял около $300. То есть c 89-го года до настоящего времени гонорар модели с $50 вырос в 6 раз. А с наступлением кризиса некоторые заказчики пытаются вернуть нас к гонорарам 20-тилетней давности.

И: Ходят слухи, что на Западе в этой отрасли тоже не все благополучно, что там также уменьшились гонорары. Так ли это?

М: Все верно. Гонорары действительно уменьшились. К примеру, модели, получавшие в европейском понимании копейки, теперь сидят вообще без денег, а гонорары моделей, работающих в так называемой «обойме», уменьшились вдвое. Но в любом случае, если они и уменьшились в 2 раза, то это несравнимые деньги с теми, что получают наши модели. А самое ужасное в этой истории – то, что модельеры ищут моделей напрямую через «Одноклассники», «В контакте» и прочие социальные Интернет-порталы, всячески избегая модельные агентства! То есть раньше была цепь взаимодействия Заказчик – Модельное агентство – Модель. И «модельное агентство» предоставляло свои профессиональные услуги заказчику, для того, чтобы, начиная с кастинга и заканчивая работой, заказчик был избавлен от такой головной боли, как отслеживание прихода моделей на кастинг и примерку, контроль репетиции и самой работы. Собственно, именно за это модельное агентство и получает свои 20%. А сейчас заказчики пытаются сократить вышеупомянутую цепь до «Заказчик-Модель» и обойтись без модельного агентства. Причем, гонорар модели изначально занижается и сокращается не на 20%, а на все 50-60.

А: И модели соглашаются на это? И если да, то почему?

М: Да, соглашаются. Как мне кажется, из-за особенности менталитета. Рассмотрим такую ситуацию. Модель работает с заказчиком «напрямую», и ее гонорар составляет 56 долларов США. Она опаздывает на работу, и заказчик штрафует ее на 50%, и в итоге она получает 28 долларов. Пожаловаться ей некому, так же как и защитить, ведь она работает напрямую. А модельер получает «геморрой» в виде постоянных опозданий или неявок моделей, что тоже бывает, и спросить заказчикам, в общем-то, не с кого. Вроде бы проигрывают все, но из-за советского менталитета «Мы лучше сами!» и модели, и заказчики продолжают работать «напрямую».

И: Естественно, простые обыватели воспринимают модельный бизнес исключительно сквозь призму масс-медиа. А на данный момент единственным человеком, плотно занимающимся продвижением модельной индустрии в массы, является (как он сам про себя говорит) «продавец лохматого золота» Петя Листерман. Он снимает на свои деньги телепередачи и полнометражные фильмы. Он постоянно дает интервью. Как Вы считаете, может быть, пришло время всем модельным агентствам объединиться, чтобы рассказать людям правду о профессии модели?

М: Предложение создания альянса модельных агентств или так называемой псевдо-монополии появилось уже очень давно. Но есть ряд проблем, из-за которых это пока невозможно. Во-первых, агентства постоянно находятся в состоянии «холодной войны». Приблизительно два года назад я, еще не будучи директором модельного агентства «Президент», собрал четыре крупнейших российских агентства и организовал Первый в истории модельного бизнеса России Чемпионат по пляжному волейболу среди модельных агентств. Это был единичный случай, когда практически все крупные агентства столицы вместе участвовали в мероприятии. Такого никогда не было ни до, ни после. Во-вторых, у всех модельных агентств задачи разные. И плюс ко всему модельный бизнес в России и не бизнес вовсе. Кто-то это рассматривает, как некую престижную историю. Например, встречаются два состоятельных человека и один говорит: "У меня такая собачка красивая есть". А другой ему отвечает: "А у меня вот такое замечательное модельное агентство есть". Кто-то это воспринимает, как какое-то подобие бизнеса. Есть варианты агентств, занимающихся завуалированной проституцией или и того хуже. На данный момент в одной только Москве зарегистрировано около 150 модельных агентств. Вообще вдумайтесь в эту цифру! И из этой «могучей кучки» всего лишь 4-6 действительно или хоть частично занимаются модельной работой. Но это же нонсенс!

А: В народе бытует такое мнение, что модель – продажная женщина, только очень дорогостоящая. Это правда, или же все-таки есть такие девушки, которых не содержат олигархи и которые действительно зарабатывают себе на жизнь модельным бизнесом, а не спят за деньги?

М: За последние 10 лет среди теле- и радио-передач, посвященных модельному бизнесу, не было ни одной, в которой рассказывалось бы хоть что-то позитивное и положительное, касающееся моделей. Везде рассказывают, что это эскорт, проституция и т.д. Глядя на эту тенденцию, мне все время хочется спросить: «А разве у нас нет проституток среди учителей?!». Возможно, это связано с тем, что модельный бизнес находится постоянно на виду и, соответственно, привлекает к себе гораздо больше внимания, чем жизнь учителей. Но очень хочется, чтобы хоть кто-нибудь на каком-нибудь канале (лучше, конечно, на центральном) сделал бы программу о реальном модельном бизнесе, рассказал бы правду обо всем, что действительно происходит в его кулуарах. И в этой программе моделей рисовали бы не девушками легкого поведения, а реальными девочками, приехавшими из разных концов страны, совмещающими модельную работу с учебой в институтах…

А: Простите, что перебиваю, а много ли таких «хороших» историй, когда девочка сама, безо всякой протекции, приехала в столицу, поступила в институт, попала в базу модельного агентства и начала работать безо всяких теневых историй? М: Я не могу сказать, что таких историй сотни, но их достаточно много. Ведь здесь всё зависит от самой девушки. Кого-то не заставишь заниматься проституцией даже под дулом пулемета, а кто-то только об этом и мечтает. Всё зависит от воспитания, от жизненных принципов и устремлений самой девушки. И к счастью, есть на свете барышни с нормальными мозгами, и их достаточно.

И: Большинство людей думают, что модель – это девушка, которая идет по подиуму в шубе за 80000 евро, ничем особенно трудоемким и сложным не занимается, и что у нее куча свободного времени. Но на самом деле все совсем наоборот. Жизнь модели – это постоянная беготня по кастингам. А это, в свою очередь, постоянные пробки, марш-броски по перегруженным линиям московского метрополитена, это отнимает очень много времени. Иногда его просто не остается для того, чтобы заниматься чем-то другим, помимо модельного бизнеса. А ведь, насколько я понимаю, модельный век достаточно короток, и лет в 25, как правило, девушки уходят на пенсию. И чем всё заканчивается? Успевают ли девушки получить образование? Да и что полезного привносит модельный бизнес в их жизнь? Чем он их обогащает? Дает ли какие-то связи?

М: Вы не учли, что около 70% девушек учатся в институтах, в основном – на дневных отделениях. А что касается обогащения и ценного опыта, то в первую очередь, это, конечно же, связи и контакты, которые модель нарабатывает в процессе своей карьеры. Это очень важно, поскольку фэшн-историю любят и интересуются ей все. Через нее проходят настолько разные люди, что такое количество контактов ты не получишь никогда и нигде. Другой вопрос, как ты ими воспользуешься? Также я считаю, важным, что уже в 15 – 16 лет девушки получают возможность работать. И важно, как они к этому относятся. Если они ставят модельную работу на первое место, то, наверное, за редким исключением, из этого ничего хорошего получится. А если ты воспринимаешь это как некую фэшн-историю, которая сможет дать тебе связи и нужные контакты, тогда это положительный момент. И я не вижу ничего плохого в занятии модельным бизнесом.

И: Есть такая тенденция – достаточно много бывших моделей становятся актрисами. Среди них Семкина, Ходченкова. Юля Снегирь недавно снялась у Федора Бондарчука в «Обитаемом Острове», снятом по одноименному роману братьев Стругацких. А Ольга Куриленко стала новой девушкой Джеймса Бонда в последней серии бондиниады «Квант Милосердия». Вообще какие качества требуются от девушки в модельном бизнесе, кроме красивой фигуры?

М: У меня уже 20 лет есть некоторая «неправильная позиция» (причем я имею ввиду Запад, а не Россию), у меня глубокое убеждение, что от модели должна исходить суперэнергетика. Я не приравниваю работу модели к актерской деятельности, но они очень близки.

И: В чем же заключается профессионализм модели? Ведь есть очень красивые девочки, у которых ничего не получается на модельном поприще, а есть девушки, не блещущие внешними данными, но очень успешно работающие моделями.

М: А потому что есть энергетика, есть харизма, способности к коммуникации – все это и работает на модель. Очень важную роль играет умение показать себя и ту вещь, которую ты несешь по подиуму. За счет этого некоторые модели и вытягивают вообще никакие показы.

Продолжение следует...