У него три Оскара, пять премий Грэмми и двенадцать Золотых глобусов, а фильм "Шербурские зонтики", в котором звучала его гениальная музыка, до сих пор один из самых красивых в мировом кинематографе.
- Добро пожаловать в Москву, Мишель! Сразу спрошу Вас: это правда, что однажды Вы сочинили шикарную мелодию, которая потом оказалась… гимном России???
О, да, это очень забавная история. В то время я работал с Клодом Нугаро. И однажды я звоню ему, радостный, и говорю: "Послушай, я придумал что-то экстраординарное! Что-то чудесное!" И начинаю играть: там-там-там-та-та. (наигрывает гимн) "Скажи, ведь, правда, это что-то волшебное?" А он говорит: "Да, волшебное. Но только это гимн Советского Союза". Для меня это было настоящей катастрофой!
- Забавная история!
Да, сейчас я отношусь к ней с юмором. Но должен сказать, Ваш гимн поистине прекрасен.
- А в нашей стране все знают «Шербурские зонтики» и Вас - Мишеля Леграна, как самого известного французского композитора. И лишь единицы в курсе, что Ваша мама – армянка, эмигрировавшая во Францию…
Да, отец моей мамы был армянин. Но он был вынужден покинуть Армению в 1915 году, в те годы турки сильно притесняли армян.
- В каком году Вы впервые побывали на родине деда?
В 1985-ом.
- И каковы были впечатления от Армении и армян?
Знаете, мне очень хотелось побывать в деревне, где родился мой дед. Но это оказалось невозможным. Сейчас эти территории отошли Турции. Так что мне до сих пор не удалось побывать на исторической родине деда, о чём я очень жалею.
- Ваш отец – Раймонд Легран – руководил оркестром парижского варьете? Т.е. у Вас на роду было написано – стать композитором. Во сколько лет сочинили первую мелодию?
Да, мой отец – музыкант. Но он ушел из семьи, когда мне было три года, и от него у нас в доме остался рояль. Я очень рано приобщился к музыке. Уже в 3 года я начал играть на фортепиано. Подбирать какие-то вещи. И это в три года! Так что у моей мамы не было никаких сомнений, что музыка – это мое призвание. Я начал учиться, когда был ещё совсем маленьким. Очень маленьким.
- Да, Вы настоящий вундеркинд. Знаю, что Ваша сестра и дети тоже увлечены музыкой…
Да, сестра поет. И оба моих сына – музыканты. Один – композитор, сочиняет музыку. Другой – поет. Так что я окружен музыкой.
- Знаете, я была удивлена, когда узнала, что в Шербургских зонтиках все женские партии исполняла не Катрин Денев, а Ваша сестра.
Да, моя сестра исполнила в этом фильме арии не только Женевьев, главной героини, но и её матери, которую сыграла Анна Вернон. Кстати, моя сестра приехала с нами в Москву. И во время концерта мы с ней вместе исполняем композиции из "Шербургских зонтиков".
- Опишите процесс – как Вы создаете музыку?
О, это очень сложный процесс. Я не знаю, как создается музыка. Есть специальная техника, как быстро записать музыку – но нет формулы, как её сочинить. Я учился в консерватории в Париже, работал со многими мэтрами. Но никто из них не дал совета, как сочинить шедевр. Единственный дельный совет - надо очень много работать.
- А какую музыку легче создавать – грустную или веселую?
Легче, конечно же, грустную.
- Грустную?..
Да, она рождается легко. Видимо, нашей душе свойственна меланхолия, и грусть для неё органична. С радостью все намного сложнее. Её труднее передать.
- Это правда, что Вы частенько сжигаете свои экспромты?!.. Неужели не жалко?..
Нет. То, что не пригодилось один раз – вряд ли пригодиться в другой. Поэтому неиспользованные мелодии я обычно без сожалений сжигаю.
- Первый раз в России Вы побывали во времена Хрущева – в 1957ом.
Да, 52 года назад.
- Вы рассказывали, что поездка тогда была сопряжена со стрессом и страхами перед Советским Союзом…
В те годы я играл в джазовой группе. Мы были первой западной группой, которая приехала выступать в Россию. И немного боялись, когда ехали в Советский Союз. Но наши опасения не оправдались. Мы выступили в Ленинграде, в Москве, потом в Киеве. Это было что-то экстраординарное. Триумфальный прием!
- А Вы чего ждали от Советского Союза?
Нас всех пугали Советским Союзом. Рассказывали страшные истории, что ночью можно получить нож в спину, быть ограбленным на улицах Москвы. Говорили, что русские – дикие, примитивные люди. Но когда мы приехали, то увидели людей намного более культурных и воспитанных, чем мы сами. Мы встретили дружелюбную публику, людей, которые пережили Вторую мировую войну. Ведь это Россия выиграла Вторую мировую. Ни Франции, ни Англия, ни Америка – Россия! (по-русски) «Мир, дружба» - таков был девиз людей, живших в Советском союзе. Вы только вслушайтесь: "мир, дружба" – настоящая музыка!
- У Вас за плечами работа с Барбарой Стрейзанд, Роми Шнайдер, Эдит Пиаф… О сотрудничестве с кем из них вспоминаете с ностальгией?..
Признаюсь, это вообще приятно – работать с профессионалами. На меня в свое время произвела впечатление Барбара Стрейзанд. Она харизматична и очень профессиональна. Рэй Чарльз – чудесный исполнитель. Мне действительно повезло. Работать с такими замечательными людьми – это райское наслаждение.
- Мишель, а детей Вы уже выпустили из под своего родительского крыла? Они живут отдельно?
Да, один – композитор. Другой – певец. У них своя жизнь. Одна дочь занимается конным спортом. Участвует в соревнованиях. Вторая – руководит курсами вождения. И все мои дети живут отдельно от меня.
- А как думаете, в каком возрасте надо начинать жить самостоятельно? Без оглядки на родителей? Знаю, что в Европе сейчас дети до 30 живут с родителями.
У каждого - своя жизнь. Но мне кажется, любить близких надо на расстоянии. Я приезжаю к своим детям, они часто приезжают ко мне. Но мы не вмешиваемся в жизнь друг друга. И это правильно. Хотя, мне рассказывали, что мой прадед, армянин, раньше жил в большом доме большой семьей. Все жили вместе: дедушки, бабушки, родители, дети, кузины, кузены, двоюродные, троюродные сестры и братья. Все в одном доме. Но мне трудно представить нечто подобное.
- Мишель, Ваша музыка прекрасна, чудесна и сказочно удивительна. А бывало, что услышав чью-то музыку, Вы говорили: «Эх, жаль, что это не я написал!»
Да, конечно. Когда я слышу что-то невероятно красивое, я начинаю сожалеть и недоумевать, как же мне это не пришло в голову? Но мне кажется, это нормально. Это такая белая зависть.
- Спасибо. Вы – удивительный человек. Здоровья Вам и вдохновения.
Спасибо. Это очень мило.