Надписи на одежде существовали еще много веков назад. И самые ранние знакомы нам по Древней Греции. Уже там мы находим вышивки на поясах, которые говорят нам об именах владельца, или находим имена на ювелирных украшениях. Cамая старинная из знакомых мне провокаций в одежде - это сохранившийся в швейцарском музее обуви образец спарсиад, то есть босоножек древнегреческой проститутки, на подошве которых было написано: "Иди за мной". И по отпечаткам в песке этой обуви мужчины находили прямую дорогу в бордель.

Естественно, что такого рода провокационные, почти порнографические надписи существовали с глубокой древности. А если говорить о периоде более современном, то я вас перенесу в эпоху Ренессанса. На множестве итальянских и немецких портретов конца XV и XVI веков вы видите надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни или девизы знатного рода, или имена владельцев этих портретов или нарядов. Надписи провокационного характера всегда встречались на женских подвязках. Особенно в XVIII галантном веке на этих подвязках можно было найти массу провокационнейших высказываний.

Например, на правой подвязке очень нежным тонким шелком вышито "Если Вы поднялись столь высоко, то можете продолжать еще выше", "Каждый охотник знает, где живут зайчики" - написано на левой подвязке, или "Чтобы румянец Ваших щек соответствовал бы солнечному восходу раннего утра" - пикантно и приятно. Некоторые были патриотическими – "За Францию, за нашу Родину!" Приятно, особенно когда вы одеваете или раздеваете даму, понимать, ради чего этим занимаетесь.

Я хочу сказать еще об одной знаменитой и очень провокационной паре подвязок, которую в 30-е годы прошлого века носила знаменитая Мэй Уэст, первая из всех голливудских звезд, которая произнесла слово "секс" с экрана. На правой подвязке было написано по-английски "Рождество", на левой – "Новый год". Полногрудая, пышнобедрая артистка Мэй Уэст выходила на сцену казино в Лас-Вегасе, расставляла широко ноги и заявляла: "Посетите меня между двумя праздниками!" Как это можно назвать, если не настоящей провокацией?

Сегодня многие провоцируют совсем другими вещами: например, на джинсах сзади написано "Секс" или "Возьми меня". Масса всевозможных сексуальных надписей на майках в основном начинаются с крупных букв, заканчиваются мелкими, чтобы человек был вынужден подойти и увидеть, что же там написано. Это, конечно, вульгарно, но никогда не выйдет из моды. И в прошлом они были очень популярны: например, я помню майки 70-х годов, которые часто были сделаны в домашних условиях, там через трафарет было написано "Phillips", "Marlboro", "Winston", "Camel" - была такая очень модная майка с маркой сигарет.

Вообще, я против того, чтобы люди носили на себе какого-то рода слова или слоганы, если они не являются оплаченными представителями рекламного агентства этой фирмы. Глупо идти по улице, когда на вас написано "D&G" или "Versace", "Dior". Почему? Ведь они же вам не платят! Зачем вы рекламируете их таким образом? Я думаю, что гораздо элегантнее носить одежду, по которой простак не скажет, что это за марка, а посвященный человек наверняка сразу узнает и поймет, что за интересную вещь вы носите.

Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Например, в начале второго тысячелетия в вышивке использовались готические шрифты. Очень известны пелерины короля Отто, которые находятся в музее Болберга в Германии. Там в хранилище старины собора есть удивительные вещи с готическими или романскими буквами - как часть орнамента этих старинных вышивок. Они датируются X-XI веками нашей эры. Массу орнаментов мы можем найти в ювелирных украшениях, где буквы и фразы вплетены в рисунок. Мы можем найти это у кельтов, где буквы играют огромную роль, и в древних славянских украшениях, где слова тоже являются частью ювелирной вязи.

Это же можно найти в эмалях, в вышивках, потому что буквы гораздо легче вышивать, чем ткать, если речь идет о ткачестве - золотом или шелковом. Но с другой стороны, я лично помню буквы, которые вплетались в вещи в 50-е годы ХХ века. Множество украшений этой поры носят некие вплетенные логотипы. Чтобы не уходить далеко в историю, я приведу вам пример из коллекции 1955 года Кристиана Диора, которая была создана на тему трех букв - Н, А и Y. Все платья имели такие очертания, а их швы повторяли эти три буквы, это были самые модные коллекции в сезоне 1955 года – как раз в тот момент, когда к Диору пришел молодой Ив Сен Лоран. Возможно, буква Y и символизировала приход Ива.

В 1985 году Жан-Поль Готье создал удивительную коллекцию, которая включала славянские буквы - кириллицу, ими он писал на своей одежде орнаментом "Жан-Поль Готье". Это было хитом, весь Париж носил вещи с этим логотипом, особенно всем нравилась буква Ж, потому что она похожа на жука или на какой-то китайский орнамент. Затем кириллица вообще вошла в моду, славянские буквы использовали во второй половине 80-х годов в трикотаже, свитерах, кофтах, во многих аксессуарах. Сейчас мы тоже можем это встретить: например, многие используют в логотипах своих модных домов именно стилизованные буквы. Например, дом Hermes использует букву Н в пряжках поясов и в застежках своих знаменитых сумок. Буква D от Кристиана Диора тоже используется в орнаментах и вплетена часто в одежду. Что уж говорить о D&G Дольче и Габбана… Так что я уверен, что человечество никогда от этого не уйдет, так как использование букв позволяет фокусировать мечты модников на конкретных изделиях. Кроме того, надписи, вплетенные в орнамент, позволяют узнать больше о мнениях, знаниях, пристрастиях того, кто носит такую одежду.

dni.ru