Товары роскоши пользуются спросом во всем мире, бренды наперебой сообщают о росте прибыли главным образом за счет увеличения продаж в Индии и Азии, это новые рынки с огромным потенциалом. Часовые и модные дома используют ручной труд в своем производстве, однако ремесленные профессии становятся умирающими, и лакшери брендам все труднее угнаться за спросом в связи с отсутствием квалифицированных мастеров. По сообщениям Fashionunited, плетение кружева и получение опыта, необходимого для работы с кожей, не привлекают новое поколение.
Ассоциация Comite Colbert, которая объединяет 75 французских домов моды, организует экскурсии в модные и ювелирные дома в надежде пробудить у молодых людей интерес к профессиям, связанным с ручным трудом.
"Поиск ремесленников и мотивация молодых людей к обучению является большой проблемой, - говорит представитель Comite Colbert. - Ручной труд девальвирован во французском обществе. Очень трудно найти скорняка сегодня или тех, кто хотел бы перенять этот навык".
Британский ювелир Тео Феннелл говорит, что поиск ученика настоящий подвиг. "Вы думаете, выстраивается очередь желающих? Вовсе нет. Идея работать целыми днями, чтобы сделать что-то действительно красивое… это противоречит современной культуре мгновенной славы и денег без больших усилий", - сказал Феннелл. Также он заметил, что современные люди не готовы отдавать много времени и энергии для приобретения огромного багажа навыков, получая при этом меньше денег, чем большинство их друзей.
Французское предприятие кружевоплетения Sophie Hallette, мастера которого выполняли 2 мотива вышивки на свадебном платье Кейт Миддлтон от Alexander McQueen, берет свое начало с 1887 года в Кодри на Севере франции, и придает большое значение передачи своего искусства следующему поколению.
"Каждый ученик работает в команде с опытным ремесленником, - рассказывает Мод Лескроар, которая управляет семейным предприятием Sophie Hallette вместе с братом. - Обучение каждой кружевницы занимает 7 лет". В Sophie Hallette работает 200 человек, каждый год предприятие нанимает еще около 20 новых сотрудников, выполняя заказы для таких домов моды, как Valentino, Christian Dior, Givenchy и Jean-Paul Gaultier.
Представители конкурирующего предприятия кружевоплетения Solstiss, мастера которого также выполняли 1 мотив вышивки для платья Миддлтон, жалуются, что нелегко найти молодых людей, желающих работать на шумных станках 19-го века. "Они должны работать многие часы и испытывать огромную занятость в период перед показами мод", - говорит маркетолог Solstiss Эрве Протаис.
Также Эрве сообщил, что максимальный заработок кружевниц составляет 3000 евро в месяц, и они пользуются большим авторитетом в Кодри. Промышленность пострадала от недавнего кризиса и Solstiss были вынуждены увольнять некоторых своих сотрудников.
Таже ситуация обстоит в швейцарской часовой промышленности, где опытных часовщиков не хватает. Холдинг Richemont, владеющий брендом Cartier, заявил, что хотел бы расширить производство на 800 рабочих мест. "Мы признаем, что вынуждены обучать людей до поступления на работу к нам", - сказал представитель компании Алан Грив.
Такие бренды как Jaeger-LeCoultre или Vacheron Constantin надеются на опытных сотрудников в вопросе обучения вновь прибывших. Но процесс обучения занимает больше времени, чем сборка часов. Найти и нанять на работу микро-механика, который способен вытачить компонетны механизма стало совсем трудно.
Какую трансформацию претерпят бренды, производящие предметы роскоши, в ближайшее время, останется ли их продукция столь же актуальной? Какой ценой им придется сохранять свои традиции, или мастерство ручного труда утратит всякую актуальность, а уцелевшая продукция займет постаменты в музеях? На эти вопросы ответ может дать только время.