7 ноября – самое время почитать вышедшую в издательстве АСТ новую книгу Эдварда Радзинского о великой крови великих революций.
Накануне очередной годовщины октябрьского переворота Эдвард Радзинский представил свою книгу «Берегитесь, боги жаждут!» в лектории Государственного исторического музея.
Как начиналась Великая Французская революция? Какое влияние якобинцы оказали на большевиков? Какие уроки бывший адвокат Ленин извлёк из опыта бывшего адвоката Робеспьера? Как гильотина, установленная напротив дворца Тюильри, стала символом всех последующих революций? Параллели и совпадения поражают.
– Две великих революции остаются по-прежнему самыми загадочными, – говорит автор. – Во Франции век просвещения почему-то закончился водопадом крови. В России процветание первых лет XX века утонуло в терроре и жестокости. Если бы милейшему, нравственному и добродетельному человеку, честнейшему адвокату Робеспьеру на свадьбе его ближайшего друга Камиля Демулена сказали, что очень скоро всех своих друзей и самого Демулена, и его жену он отправит на гильотину, я думаю, Робеспьер бы безумно расхохотался. И если бы интеллигенту и адвокату Ленину сообщили, что вместо того чтобы защищать людей, он будет бесконечно подписывать «расстрелять, расстрелять, расстрелять», он бы тоже не поверил.
– Революция преображает. В людях есть неисчерпаемые запасы ненависти. Борьба Христа и Антихриста в человеческой душе постоянна. Но если цивилизация как-то держит вас в руках, то революция фантастически быстро начинает топтать всякий гуманизм и жалость во имя высочайших целей, которые разрешают вам рубить человеческие головы и прибивать к воротам тела.
Новая книга издательства АСТ открывает серию, основанную на популярном цикле авторских телепрограмм Эдварда Радзинского.
Особо следует сказать, как оформлена книга. Интересно, ярко, изобретательно, чуть ли не интерактивно. Как заметил автор, специально для того поколения читателей, которое не быть читателями-то и не умеет подчас. Привычнее в гаджетах на картинки кликать. Вот вам и ещё одна историческая параллель. Большевики, захватив власть, тоже использовали яркие плакатные формы для работы среди малограмотных масс, создавая своего рода политпросветные буквари с картинкам. Вот, один из примеров того агитпропа приведён в новой книге.
Недавно в Большом зале Филармонии писатель начал свой цикл выступлений под интригующим названием «Тайная Россия». Зал был полон. Надо полагать, и у новой книги, вышедшей пятнадатитысячным тиражом, читателей будет немало.
Михаил ГУРЕВИЧ