История поп-арта начинается в Лондоне в 1950-х годах. Группа из нескольких художников, студентов Института современного искусства, начала изучать явление массовой культуры: массовое производство, массовое искусство, моду, популярные бренды и так далее. В группу входило несколько художников: Ричард Гамильтон, Эдуард Паолоцци и критик Лоуренс Эллоуэй. Конечно же, интерес к массовой культуре не был лишен иронии, это видно по коллажу Ричарда Гамильтона, который считается первым произведением в стиле поп-арт.
Коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»
Лоуренс Эллоуэй дал новому явлению в искусстве название «поп-арт», которое закрепилось, хотя сам критик позже говорил о том, что не вкладывал в это понятие того смысла, который появился позже. Обращаясь к популярной культуре, поп-арт и сам набирал популярность, и уже через несколько лет к группе примкнули другие художники: Питер Блейк, Джо Тилсон, Ричард Смит, а само направление стало известно не только в Великобритании, но и в Америке. В дальнейшем именно американский поп-арт завоевывал мировую популярность: о таких художниках, как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Роберт Индиана и, конечно же, Энди Уорхол, знали далеко за пределами их страны.
Роберт Индиана «Американская мечта»
Поп-арт — переломный момент в истории искусства: от возвышенных вещей, которые были предметом достойным изображением, поп-арт обращается к вещам банальным и повседневным, тем, что каждый человек может найти на прилавках любого супермаркета. Постепенно идеология поп-арта теряет ироничность и начинает буквально воспевать предметы массового производства: бутылки, консервные банки, фотографии, комиксы, бейсболки…Доступ к этому был у всех, а значит, в какой-то степени все были равны. «Ты можешь смотреть телевизор и видеть кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, ты тоже можешь пить кока-колу…Все бутылки кока-колы одинаковы и все они хороши», — говорил Энди Уорхол. И эти слова как нельзя лучше объясняют популярность такого направления как поп-арт и тот факт, что популярность оно приобрело именно в Америке, где за основу общества всегда бралось понятие равенства.
Энди Уорхол «Банки с супом Кэмпбелл»
Сами произведения искусства тоже, подобно банкам кока-колы, ставились на поток. Например, в мастерской Энди Уорхола работал целый коллектив мастеров, выпускалось около 80 печатных произведений в день с помощью тиражной техники шелкографии. «Вы берете фотографию, увеличиваете ее, переносите ее при помощи клея на шелк, а затем прогоняете через него краску так, чтобы она проходила сквозь шелк, но не сквозь клей. Таким образом, вы получаете тот же образ, но каждый раз немножко иной. Все это так просто – быстро и случайно». (POPism: The Warhol Sixties). Именно так создавались такие известные произведения Энди Уорхола, как «Диптих Мэрилин» или «Че Гевара».
Энди Уорхол «Диптих Мэрилин»
Еще одна черта характерная для поп-арта — популярность перформанса. Перед зрителями разыгрывалось какое-либо действие, например, на глазах у публики создавалось произведение искусства. Иногда в это действие вовлекали самих зрителей, и тогда перформанс превращался в хэппенинг — спонтанное действие с непредсказуемым результатом. Так искусство становилось, как говорится, ближе к народу, понятнее и доступнее.
Ийзеф Бойс. Перформанс «Как объяснить картины мертвому зайцу»
Название «поп-арт» помимо первого значения — «популярное искусство» — носит и дополнительный смысл. По-английски pop — хлопок, удар. Произведения, создаваемые художниками в стиле поп-арт, должны были впечатлять, шокировать, запоминаться. Отсюда — своеобразная колористика поп-арта, построенная на ярких цветах и контрасте.
Том Вассельман «Final study for Sedfre nudе»
Поп-арт продолжает развиваться и сегодня, не теряя своей актуальности. Среди современных художников, работающих в этом стиле, можно выделить следующих: Яей Кусама, Такаси Мураками, Шепард Фейри, Джереми Геддес, скульптор Клас Олденбург.
Клас Ольденбург. Скульптура «Волан»
Поп-артом вдохновляются многие современные дизайнеры: Dior, Жан-Шарль де Кастельбажак, Lisa Perry, Томми Хилфигер, Louis Vuitton... За основу берутся цветовые решения и принты. Некоторые дизайнеры создают коллаборации с современными художниками, работающими в стиле поп-арт, так получаются оригинальные яркие вещи, которые тоже можно причислить к произведениям искусства.
Туфли Charlotte Olympia. Принт Рой Лихтенштейн
По-арт появился в середине XX столетия как закономерная реакция на развитие культуры потребления. Он не ушел в прошлое, не канул в Лету, а продолжает развиваться и вдохновлять современных художников и дизайнеров.
Источник