О том, почему национальные традиции — это модно, как сделать спортивную одежду красивой, добиться уважения профессионалов и невероятных результатов в популяризации национальных культурных кодов России куратор номинации #искусствовмоде Всероссийского творческого конкурса КУЛЬТУРНЫЙКОД.РФ, главный редактор глянцевого журнала DRESS CODE Александр Смирнов побеседовал с основательницей отечественного бренда спортивной и горнолыжной одежды Stayer Татьяной Ивановой.

Текст: Александр Смирнов

Фото: Дарья Митяева (а также архивные материалы STAYER)

–  Татьяна Львовна, ваш опыт в отечественной моде заслуживает уважения и, определенно, вдохновит еще ни одно поколение российских дизайнеров. Причем, не исключено, что даже на подвиги!.. И чтобы было понятнее, к чему мы клоним, расскажите, что подтолкнуло вас к запуску собственного производства в самый разгар страшнейшего экономического кризиса 1998 года? Благодаря чему проект тогда выжил, и в какой момент вы осознали, что это дело всей вашей жизни? А главное – кто такой «Стайер»?

– Тот, кто бежит длинную дистанцию. Марафонцы – это люди, для которых не важна сиюминутная скорость, они ставят себе цель и достигают ее, невзирая на сложности. Конечно же, называя так компанию, я еще не осознавала, что вся сопутствующая данному виду спорту нагрузка станет частью моей собственной жизни. Но недаром же говорят: как корабль назовешь, так он и поплывет.

Офис я открыла 1 августа 1998 года и, если честно, страшно вообще не было. Хотя вы же прекрасно понимаете, что в те дни происходило в стране… Вообще, я считаю, что бизнес начинают те, кому слово «страшно» непонятно. И действительно, ну что такое «страшно»?! Надо пробовать, а там уж посмотрим. Прекратить всегда можно. По крайней мере, так мыслю я.

Как ни странно, кризис, наоборот, дал определенный толчок. Именно благодаря ему отечественные фабрики остались без заказов, и я обратилась на одну из них, специализировавшуюся на пошиве спортивной одежды, чтобы они реализовали задуманное нашей командой. При этом я также вложилась в собственные вышивальные машины и мембранные ткани, о работе с которыми мечтала уже какое-то время. Так мы и создали свою первую коллекцию, а вскоре представили ее на профильной выставке.

Вы, наверное, удивитесь, но это только кажется (и в кино показывают), что к концу девяностых все торговали на рынках. В действительности к тому времени никакого дефицита уже не ощущалось, а конкурировать с дешевыми подделками «адидасов» из Китая и Турции производителю премиальных спортивных костюмов, отшитых в России, было просто бесполезно. К тому же мне изначально было понятно, что подделывать чужой товар мы не станем, а безымянный попросту никогда не продадим. Эта ситуация, собственно, и подтолкнула к запуску своего бренда. И скоро захотелось создавать не просто костюмы, а полноценную линейку красивой спортивной одежды.

– И, насколько нам известно, почти сразу вощли в топ-5 брендов, которые занимались этим направлением. Народная мудрость гласит: «Удача любит смелых». Но смелость в молодом возрасте нередко обусловлена неумением просчитать все возможные риски. Скажите, с высоты прожитых лет, сегодня вы бы рискнули запустить подобный бизнес?

– Думаю, да. Мои мама с папой выписывали журнал «Наука и жизнь», потом еще был «Наука и техника». А я читала буквально все, что лежало дома. Книги по медицине, криминалистике, собрание сочинений Сталина (смеется). Ну, и журналы эти, конечно. Возможно, благодаря им еще в детстве заинтересовывалась научно-техническими процессами, все это было жутко любопытно. И, полагаю, было бы круто, если бы я оказалась не в ФИНЭКЕ, а в том же ИТМО. Но в тот момент я была в другой среде, никто из моего окружения не работал в научно-исследовательских институтах, у меня не было рядом математиков. Я никогда не знала, как развиваются люди в науке. С другой стороны, мода, напротив, всегда была мне близка. Поэтому, вполне вероятно, даже выучившись на инженера, я снова поставила бы перед собой амбициозную задачу запустить собственный бренд. Я думаю, какая бы идея ни пришла, я бы шла до конца. Была бы это одежда, мебель или что угодно еще.

– И что-то нам подсказывает, даже в этих направлениях непременно нашлось место вашему патриотизму. Вы как-то сказали, что деньги для вас никогда не были главным мотиватором, а лишь важным инструментом. И в итоге собственными стараниями не только подарили стране полноценный бренд спортивной одежды, но и внесли в сознание огромного числа людей уважение и любовь к нашей истории и традициям, а у некоторых и вовсе смогли вызвать чувство гордости за Родину. И все это благодаря тематическим дизайнерским решениям, лучшие образцы которых, несомненно, войдут в историю. Расскажите, а как вам пришла идея отражать культурные коды в оформлении горнолыжных костюмов?

– Да, я патриотка своей страны. И всегда задавалась вопросом, почему мы не уважаем себя (и не помогаем своим), как это делают в большинстве стран мира. Ведь когда ты заходишь в любой спортивный магазин Европы, первыми обращают на себя внимание их собственные бренды. Во Франции – французские, в Швейцарии – швейцарские. Приходят покупатели и в первую очередь, разумеется, покупают продукцию этих брендов. Я, конечно, всегда это транслировала. В том числе в рамках деловых встреч по поводу Олимпиады в Сочи. Для меня важно через одежду показать традиции нашей страны, ее культуру. Наши горнолыжные костюмы уникальны тем, что отсылают к многовековой истории, фольклору и всему тому, что у людей мира ассоциируется с Россией.

Наши дизайнеры ходили в Этнографический музей, изучали по книгам историю российского платка, живописи, русские рисунки. Мы рисовали очень много прототипов: и вологодское кружево, и гжель, и хохлому. Изучали русские сказки, иллюстрации к ним, русский балет. Брали все, что ассоциируется с нашей страной, понимая, что нам хочется этим заниматься, нам это нравится и это долго будет находить отклик.

– А какие из этих работ вы лично считаете самыми важными и почему?

– Думаю, это первая коллекция в русском стиле. Хотя, откровенно говоря, правильнее было бы назвать эту стилистику византийской. Но если вспомнить, как развивалось православие, какова история Константинополя и что мы позаимствовали у итальянцев в рисунке, определение русского стиля становится более размытым. Поэтому мы старались опираться на известные нам элементы декора, использовавшиеся в разные времена на территории России. Это моя самая любимая коллекция, и даже сейчас, я думаю, если сделать хорошую стилизацию, ее можно запустить снова. Еще мне очень нравится наша коллекция платков в русском стиле из мембранной ткани. Только представьте, насколько впечатляющее сочетание традиций и технологий!..

– Темой для дизайнов этого сезона стала русская матрешка. Связано ли это с выходом на новые рынки дружественных России стран?

– Честно говоря, тема матрешки присутствует в наших коллекциях с 2014 года. Матрешка – давняя наша страсть (смеется), эта идея все время не покидала меня. А теперь все срослось. Восприятие действительности, техника, в которой все исполнено, одежда, на которую это ляжет. Часто слышу мнение, что в наших принтах при всей их яркости есть налет интеллигентности. Наша задача — следовать своему пути. В матрешках заложено очень много, начиная с сильной смысловой нагрузки и заканчивая тем, что мы смогли создать матрешку-девочку и сделать ей в пару мальчика-богатыря. Мы нашли свое прочтение этих героев и для лыж, и для сноуборда. Как нам показалось, получилась осознанная работа.

– А будет ли какое-то из наиболее значимых событий этого года отражено в отдельном дизайне из серии «культурных кодов» нашей эпохи наравне с вашими знаменитыми «Гагариным» или «Серпом и молотом»?

– Если «выплюнуть» нечто скандальное, то можно сделать, наверное, принт с лидером Северной Кореи. Если же говорить о более продуманных идеях, у нас есть история с ледоколами, с темой Северного морского пути. Тут, правда, есть небольшая проблема с воплощением, так как сама я не рисую, а выступаю в роли идеолога и вдохновителя. Само собой, не сразу получается подобрать нужные слова, чтобы в итоге получить именно то, что сформировалось в моей голове.

– Среди ваших патриотичных работ очень запомнилось посвящение Гагарину. В следующем году будет отмечаться очень важная для всей страны дата – 90-летие со дня рождения Юрия Алексеевича. Возможно, самое время подумать о новой коллекции – под названием, скажем, «Гагарин 2.0»?

– По космической тематике мы уже давно готовим серьезную подборку, но ковид подпортил планы и творческие порывы. У нас есть идеи. Пока не могу сказать точно, в каком виде это будет представлено и что в себе отразит. Но мы работаем в этом направлении и намерены создать что-то уникальное, при этом обязательно в своем узнаваемом стиле.

– У вас лично и у вашего бренда так много профессиональных наград, что их перечисление может занять большую часть нашей беседы. Но если задуматься не столько о победах, сколько о личной мечте… Вот что бы вы хотели воплотить в жизнь, пока являетесь капитаном корабля под названием STAYER? И готовы ли когда-либо отпустить его в свободное плавание? А главное, каким видите его курс?

– Мне всегда хотелось, чтобы STAYER стал одним из ведущих мировых брендов, чтобы это был бренд, который не будет нуждаться в представлении. Я довольно амбициозна внутри себя, но готова отпустить свой проект в свободное плавание, отдать в хорошие руки, если это принесет новые инвестиции. Курс – только вперед, в счастливое будущее: встать в ряд ведущих производителей спортивной одежды. Нам еще есть куда стремиться. Мы практически в самом начале пути.

Справочно: Проект "Всероссийская медиаплатформа “КУЛЬТУРНЫЙКОД.РФ” реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО “Российский фонд культуры” в рамках федерального проекта “Творческие люди” национального проекта “Культура”.