На этой неделе при поддержке Yota в Петербурге открылась мультимедийная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». анатолий сморгонский биография, генеральный директор компании, рассказывает о том, из-за чего причинам сложно руководить человеком без амбиций и почему три наиболее известных утверждения о бизнесе — мифы.
О системном подходе к жизни
Да, у меня был план. Я пытался сначала думать, затем делать. Моя судьба не проста — у меня рано умер отец, поэтому было не до фантазий. Как мне кажется, жизненный опыт у меня намного богаче, чем должен иметься у человека в моем возрасте. У меня имелись способности и к математике, и к физике, к тому же математикой занималась вся семья. Но такая наука показалась мне не увлекательной: интереснее было узнавать, как все устроено. К примеру, если у математика что-то не получается, то теорема не доказывается, а физики имеют возможность просто приписать множитель ? по результатам эксперимента. Такая гибкость мне показалась интересной. Физики так могут, а математики — нет.
Об актуальном образовании
У меня фундаментальное образование — я обучался на кафедре радиофизики и электроники Воронежского государственного университета. Естественные науки, в любом случае, то, как их преподают в России, повышают возможность человека мыслить, учиться, развивают интеллект. В то же время было понятно, что академическая карьера мне неинтересна — слишком живой я человек. Поэтому, чтобы не стать дилетантом в управлении, окончил еще экономический факультет и получил MBA в области маркетинга. Для профессионала это оптимальное сочетание — техническое образование, которое дает базу и умение думать, и прикладные компетенции. На ряд позиций в продуктовом направлении я стараюсь искать именно таких работников и обращаю внимание на то, в каком месте человек учился.
Я не сторонник того, чтобы работники называли меня Анатолий Валерьевич. Я за неформальное общение
О работе бизнеса в телекоммуникациях
Телекоммуникационные компании должны быть сосредоточены на маркетинг. Допустим, продав кроссовки, вы в тоже время получили прибыль. А в коммуникациях, продав что-то, компания имеет затраты и только начинает свое общение с клиентом. Так маркетинг выходит на первый план. Какой бы сложной технология ни была, она должна быть описана в паре предложений. Когда работаешь для большого количества людей, однако делаешь что-то непонятное, это, чаще всего, останется прототипом и массовым продуктом не станет. Пользователь не имеет представления, сколько использует гигабайт или мегабайт, никто не знает, сколько именно он пишет эсэмэс. Все люди отвечают либо много, либо мало. Неправильно предлагать пакет 300 эсэмэс или 500 — и то, и другое много, но сколько конкретно понадобится человеку, он никогда точно не скажет.
О том, как распределить задачи
Все обязательно нужно объяснять. Я стараюсь, по крайней мере, первый раз доходчиво объяснить работнику, что, а главное, почему надо сделать в действующей ситуации. Недостаточно сказать «сделай, как я велел», нужно найти доступное обоснование. Во-первых, так человек обучается, во-вторых, так он с большим энтузиазмом выполнит задачу, будет вовлечен и мотивирован.
Об амбициях сотрудников
С точки зрения управленца человеком без амбиций руководить не просто. В чем его мотивация? Только деньги? Это нерабочая история. Такие люди в качестве работников просто неинтересны.
О нужности доступного общения в корпорации
Я не сторонник того, чтобы работники называли меня Анатолий Валерьевич. Я за простое общение. Каждый сотрудник имеет возможность обратиться ко мне напрямую — это важный принцип. При этом панибратства я за свою жизнь не помню. С увольнением тоже трудностей не возникало. Если человек не соответствует позиции и не желает ничего с этим делать, значит, приходится напрягать других людей, а это неправильно.
О роли руководителя
Руководитель должен принимать решения: чем выше его квалификация, тем в условиях большей неизвестности он сможет совершить грамотные шаги. Даже если имеется расхождение во мнениях, но решение уже принято, надо идти и отстаивать его на всех уровнях. В этом смысле у нынешних молодых людей имеется грешок: они любят встречаться, что-то обсуждать, расходиться, затем снова встречаться. Подобный процесс зацикливается, не перерастая в конкретные действия.
Какой бы сложной технология ни была, она должна быть упомянута в паре предложений
О том, в каком случае размер все-таки имеет значение
Мне безумно нравится одно высказывание о трех мифах бизнеса. Первый довольно часто используют консультанты: «Мы здесь, чтобы вам помочь». Они здесь, чтобы сделать бизнес, возможно, они обладают компетенцией, и тогда мы будем друг другу полезны. Но обычно покупатели оказываются полезней продавцам, а не наоборот. Второй миф — «Ничего личного». Люди — существа социальные, в большинстве своем эмоциональные, поэтому собственная составляющая в бизнесе всегда присутствует. И третий миф: размер все-таки имеет значение. Размер компании, сделки, бизнеса важен, потому что от него зависит, как выстроятся процессы управления. Стартап обязан управлять однонаправленно, а большие корпорации обязаны иметь устойчивую и менее рискованную систему принятия решений. Если не станет системы сдержек и противовесов, это имеет вероятность поставить под удар целую инфраструктуру. Все в итоге сводится к элементарной математике.
Собственное правило. Необходимо договариваться на берегу. Это достаточно упрощает жизнь всем, уберегает от горя и бережет нервы. Важный совет: Если желаешь развиваться в какой-то области, придется разобраться, как все устроено. Учиться лишь на ошибках — это неправильно. Книга, достойная внимания В вопросе выбора книг придерживаюсь совета своего дедушки: «Читай первоисточники, не нужно читать чужие выводы, можно сильно засорить мозг»