Общественность снова в поиске. Философия total look, долго тешившая наше задетое эпохой запретов самолюбие, отступает под натиском очередной модной тенденции. Новой и в то же время такой знакомой. Помнится, полтора века назад это называлось дендизмом.
Как денди лондонский
Отечественный историк моды, автор книги «Денди» Ольга Вайнштейн предлагает свое определение уникального явления дендизма: «Денди - это лидер моды XIX века, который благодаря холодной харизме, владению техниками тела и дендистским кодексом поведения умеет сделать свой минималистский вкус законом для большинства». В предложении к современному миру fashion термин многим кажется вполне удачным.
Однако на самом деле на пути к сегодняшней аудитории понятие дендизма утратило большую часть своих граней и значений. Чтобы лучше понять дендизм наших дней (исключительно как искусство одеваться, что во многом упрощает понимание этой философии) можно обратиться к британскому авангарду. Этот уличный стиль, основанный на принципе «смешивай и сочетай» (mix and match), противостоит идее «единого стиля» total look, когда человек с головы до ног одет в вещи одного дизайнера или просто вещи из одного магазина. Напротив, для денди важна именно свобода индивидуальности, креативность, когда человек выражает себя любыми доступными способами. Дендизм всегда авангарден и смел, и в то же время далек от эпатажа, столь излюбленного современными поклонниками гламура. Вот, где обозначается тонкая, но очевидная разница между дендизмом и гламуром.
Антитеза между этими течениями не раз обозначалась и в истории. В XIX веке Бодлер выдвинул определение дендизма как антивульгарного явления. Имелось в виду то, что денди - это человек, который тренирует культуру чувств и стиля, он пробует быть эстетом во всем. В свою очередь вульгарность определялась классиками как недостаток впечатлительности. Современные проявления гламурности четко доказывают этот тезис: с легкой подачи гламурных журналов и модных светских собраний в человеке развивается ограниченность эстетического восприятия, недостаток креативности, желание следовать тем готовым рецептам, которые предлагает глянец. Культура собственного вкуса по-прежнему останется уделом избранных. По крайней мере, до тех пор, пока увлечение индивидуальностью не станет повальным.
Табу на total look
Современная мода давно ничего не диктует и не навязывает. Можно даже сказать, что последним ее правилом стало следование своему собственному, неповторимому стилю. Total look по-прежнему остается излюбленным приемом неискушенных модников и искушенных продавцов бутиков. Однако те, кто привык относить себя к числу истинных знатоков современных fashion-тенденций, относятся к total look довольно настороженно.
С далекого 1925 года, когда Коко Шанель впервые подарила обществу стиль total look, основу которого составило знаменитое «маленькое черное платье» и духи «Шанель №5», прошло немало времени. На определенном этапе настал период, когда маленькому черному платью уже не хватало харизмы, чтобы сохранить преданность модной аудитории. Чтобы войти в гардероб стильных и знаменитых (а также желающих быть на них похожими), вещам потребовались лейблы, логотипы громких дизайнеров и домов моды. Вскоре последовавшие за ростом спроса на модные имена изобилие и неожиданная доступность брендовых марок, в свою очередь, привели к тому, что total look, пусть даже от самой уважаемой дизайнерской марки, перестал считаться сверхдостижением.
На следующем витке развития модной индустрии любовь и преклонение перед лейблом стали уступать место уникуму – подчеркнутой индивидуальности, проявлениям оригинальной, неповторимой независимости и идейности, воплощенной прежде всего в собственном облике. Похоже, мы постепенно подошли-таки к Рубикону, за которым вновь замаячила эпоха свободомыслия, своенравия и запрета всяческих запретов. Что оказалось столь близким к философии истинного дендизма.
На этой волне в системе ценностей массового потребителя все большую популярность и признание получили мультибрендовые бутики, в которых марки подобраны так, чтобы каждый мог создать свой индивидуальный стиль, не опасаясь прослыть безвкусным или – что еще страшнее - вторичным. Новая клиентская философия потребовала некоторых изменений и в организации самого рынка модного ритейла. И вот в начале XXI века (кстати, на родине истинных денди, в Великобритании) появился новый формат стильных салонов – casekit – примечательный гибрид элитных бутиков и магазинов с более доступным и широким ассортиментом модных товаров. Каскет логично вписался в политику мультибрендовых бутиков. С одной стороны, он представил несколько торговых марок, но при этом выделил в своем ассортименте линии limited edition, подкупая тем самым «избранную» часть аудитории. На этапе формирования потребительских вкусов и окончательного выбора между гламуром и дендизмом это оказалось самым разумным шагом.
Большинство отечественных мультибрендовых бутиков и каскетов по-прежнему выстраивают свою политику, ориентируясь на высокую популярность звездных имен и марок. И для нашей аудитории эта стратегия еще долго будет себя оправдывать. Тяжкий период тотальных запретов гарантирует длительное и совершенно искреннее преклонение российской публики перед громкими марками, которыми мы, похоже, не скоро наиграемся. По мнению критиков, нашему духу вообще чуждо понятие дендизма в чистом понимании этого британского явления. И виною всему, как обычно, специфика исторического развития.
В современном отечественном понимании денди – не более чем стильно одетый человек (в лучшем случае, человек, стиль чувствующий). Такие части философии дендизма, как кодекс поведения, определенная эстетика, техника тела, авангардизм и свободомыслие, в расчет обычно не берутся. В России нет и не может быть денди. Это эфемерное, уникальное для своей эпохи явление копированию не подлежит. Но как же быть, если современное противостояние политике лейблов и насилию total look столь близко по духу свободному творческому духу денди века 19-го? Как ни крути, в истории все повторяется.
Светлана Пацынко