Проследить участие красного цвета от наскальных рисунков, китайского мака и лака, русского сарафана и хохломы, через королевские мантии, военные мундиры, платья с турнюрами и без, ренессанс, барокко, ампир, модерн, через красный, как советский, к светскому красному, к Валентино, к Ferrari и далее, далее – для просто влюбленного в красный - это целая история. Подобную историю под силу рассказать только ему одному - знаменитому историку костюма и моды, декоратору, сценографу, популярному писателю, коллекционеру и маэстро Александру Васильеву.
- Возможно ли отследить возникновение определенного цвета, в нашем случае – красного, в праисторических одежде, украшениях, макияже?
- Он существовал всегда, потому что это цвет крови. Красный цвет - один из мощнейших цветов человеческой цивилизации, истории дизайна, моды и костюма. Он присутствует и в древних наскальных изображениях, и в украшениях, найденных археологами на стоянках первобытных людей, и в древних фресковых живописных произведениях. У нас принято считать, что красный цвет связан с Россией, но его исторические корни, его происхождение правильнее приписать Китаю. Никто не будет сомневаться в том, что китайская цивилизация на много тысячелетий древнее русской. Как народность мы возникли только во времена крещения Руси, а это было только тысячу лет назад, в X веке. Что касается красной эпохи коммунизма, когда поганцы-большевики выбрали красный цвет для своей тряпки и махали ею над шестой частью планеты в течение нескольких десятилетий, то также ведь делали и китайцы. У них тоже был красный стяг, но они вселяли в красный цвет не только тоталитарные идеи, но и представления о красоте, о богатстве и о плодородии. Это подтверждают и китайская мебель, выкрашенная в красный цвет, и красная китайская деревянная посуда. Русские затем переняли ее у себя, назвав хохломой. У них же это, так называемый, расписной лак - красный, черный и золотой.
- Можно ли говорить об историческом значении красного цвета? Как, к примеру, пурпурный цвет был наделен «властью».
- Красная краска всегда была дорогая и, безусловно, никогда не была простонародной. Наше обращение к красному, как к цвету власти относится к истории Древнего Рима. Именно там плащ императора, который назывался трабея был красного цвета. И в Византии, которая немало унаследовала у Древнего Рима, пурпурно-красный цвет считался цветом властьдержащих, особенно в сочетании с золотом. Красный с золотом, пурпурный с золотом – это также и цвета Венеции, венецианских дожей. Поэтому для меня совсем не удивительно, почему Москва, как третий Рим, во всяком случае город, который им себя провозгласил,перенял это сочетание и почему русские туристы из всех городов Италии всегда выбирают Венецию. Именно она по эстетическим представлениям представляется им самой близкой формой культуры и искусства.
- Каковы последующие «красные вехи» в глобальной истории моды?
- Первый большой всплеск любви к красному цвету произошел в эпоху ренессанса, в Италии XV столетия. Флоренция, Венеция – вот главные города, где красные ткани сопровождали костюмы знати. Живопись Италии изобилует красными цветами. Это было страшно популярно. Самое знаменитое платье красного цвета эпохи ренессанса принадлежало Марии Стюарт, в котором она взошла на эшафот, когда ей отрубали голову. Она очень гордилась своей внешностью и не хотела, чтобы кровь испачкала платье и испортила ее вид. Последующий эпохе ренессанса период барокко довольно сильно охладел к красному цвету. XVIII век любил пастельные цвета, а красный цвет использовал очень мало. Другой пример – это эпоха наполеоновской династии, где красные мантии и у императрицы Жозефины и у императора Наполеона были очень значимы. Наполеон брал пример с римских императоров и поэтому красный цвет был для него, безусловно, одним из самых важных - и в его гардеробе, и в арсенале и даже в убранстве комнат. Красные стены, обитые красной тканью, мебель – все это характерные атрибуты эпохи ампир, эпохи Наполеона. Затем XIX век с наступившим романтизмом отставил в сторону красный цвет, который у многих ассоциировался с военной тематикой. Ни королева Виктория, ни императрица Евгения особенно красный цвет на жаловали, он был немного забыт, и следующий всплеск любви к красному пришел с уже появлением анилиновых красителей. Красный встречается и довольно часто в 1860-70-е годы, когда знаменитый итальянский революционер Джузеппе Гарибальди выбрал его цветом своей блузы, которую тогда все называли гарибальдийкой. В то время женщины с удовольствием носили красные блузки в поддержку этой освободительной гражданской войны. И это обуславливает успех красного цвета в творениях модного дома знаменитого английского модельера Чарльза Фредерика Уорта, работавшего при французском дворе, в Париже в 1860-е годы. Первыми, кто ввел красный цвет в мужскую моду, и в частности, как ни странно, в военную одежду и в одежду для охоты, были ангичане. Они в то время могли бы и понимать, что животные тоже различают цвета и зеленый, а также его оттенки для охоты предпочтительнее, чем красные жокейские жакеты. Тем не менее, англичане охотились именно в красном – это же послужило и причиной разгрома их армии во время англо-бурской войны в Южной Африке в конце XIX века. Буры носили темную форму, а англичане – красную и она, естественно, как мишень была прекрасна. Буры просто отстреляли всех англичан и те, таким образом, свою войну проиграли. Наступивший позже стиль модерн совершенно изгнал красный цвет из употребления, потому что очень популярными стали пастельные цвета – цвета воды и растений. Единственной альтернативой красному цвету был Париж с его знаменитым Мулен Руж – «Красной мельницей». То есть кабаре с кан-каном, где красная юбка стала символом женщины уже, скорее, публичной. Ведь красный цвет очень ядовит, сразу бросается в глаза и мужчины охотнее реагируют на женщин в красной юбке, чем например в бежевой или голубой.
- Далее были красные губы и маникюр Мэрилин Монро, высказывание о красном платье Марлен Дитрих, красные наряды от Валентино и теперь красные подошвы туфель от Лубутена. Каковы дальнейшие шансы красного, как модного?
- В XX веке красный цвет много раз всплывал и в красном лаке, который появился в конце 20-х годов, и в красных губах, которые были популярны в 30-е. Все это было характерно и все это, действительно, встречалось. Однако, сегодняшняя мода пришлась на эпоху кризиса, когда актуальны только серые, черные, и белые цвета, но только не красный. Хотя исторический интерес к нему никогда не угаснет - ни в посуде, ни в еде – мы все-таки все едим много красных продуктов, начиная мясом с кровью и заканчивая элементарными помидорами, редисками, красным виноградом и гранатом. Все это конечно всегда будет одним из важных элементов нашей эстетики. Тем не менее, сегодня мы можем только мечтать о том, что красное вновь войдет в широкую моды быстрее, чем лет через пять. Ведь только в США, где экономика реабилитируется быстрее европейской, предрекаемый период экономической депрессии составит от 2-х до 4-х лет. Сейчас такой момент, когда мы все скорее думаем об экономии, чем об расточительстве. Роскошь вышла из моды и об этом совсем недавно сказал великий Карл Лагерфельд. По его словам, время красных ковровых дорожек и блинга-блинга, то есть звон хрустальных бокалов ушло из моды навсегда. Вместо этого наступает время новой скромности. Вот эту новую скромность мы и будем наблюдать в ближайшие годы.
- А как же «эффект губной помады» - феномен во времена кризисов, когда люди стремятся побаловать себя?
- Есть старинный русский анекдот: «Что делает актриса без ангажемента? Покупает себе новую шляпку». Это всегда так. Тогда женщина ищет счастья, ей кажется, что губная помада или каблуки смогут скрасить ее нелегкие трудовые будни и я уверен, что сейчас во всем мире невероятно возросли не только продажи губная помада, но и посещаемость кинотеатров. Видя тяжести в развитии экономики и общее сокращение рабочих мест, люди стали думать о другом – найти себе дешевую радость. А и помада и билет в кино как раз относятся к разряду этих недорогих удовольствий. Чего не скажешь о красном платье от Валентино.
- То есть, «весь я не умру»? В каких еще проявлениях нам будет все же встречаться красный?
- Конечно, в женском белье, потому что в свои интересные дни женщины всегда предпочитают носить красные трусики, лучше и защитнее которых нет ничего. Это уже такая традиция. Ну и конечно, красный лифчик всегда производит очень хорошее впечатление, если женщина хочет соблазнить. Кроме красных губ и красного лака для ногтей не надо забывать также и о кораллах, потому что это также один из самых досупных красных материалов. Правда, кораллы кораллам - рознь. Сейчас в продаже в основном крашенные, от природы белые кораллы. Их добывают, а затем невозмутимо красят ярко-красной краской в этот лаковый цвет, так называемый крап-лак, который очень любят и прекрасным образом используют для женских украшений. Настоящие же кораллы - чуть-чуть розоватого цвета, очень нежные и запрещены к добыче. Сейчас, к сожалению, не мода на рубины, которые могут быть яркими и искрящимися или гранаты, что обладают очень темным, почти бордовым оттенком. В данный момент к таким тонам особенной любви нет. В последнее время до кризиса, больше любили цветные бриллианты, например канареечные или розовые.
- Везде ли к красному относятся восторженно?
- Только не в Скандинавии. Меньше всего вы найдете красных сочетаний в Исландии, в Норвегии - они не будут относится к этому так, как люди, живущие южнее. Хотя, я, например, часто путешествую в Северной Африке, в Марокко и не могу сказать, что и там красный цвет встречается постоянно. В обуви попадается, но в одежде гораздо меньше.
- А чем можно объяснить то, что северные страны, которые нуждаются в таком жарком цвете, к нему равнодушны?
- А они не нуждаются! Они любят свою страну со своим климатом. Все это проблемы как раз нашего народа, который переродился за последние десятилетия, возненавидел свою страну и все время хочет создать из нее тропические кущи. Думаю, что наша глубочайшая проблема в том, что мы не любим наши тонкие акварельные краски природы, не любим тонкую красоту наших женщин, не любим статность мужчин. Мы хотим переделать их, хотим сделать из женщин кукол с гелевыми губами, с наклеенными ногтями, голыми пупками, загорелыми под лампой, как будто они были на тропическом острове, кушать экзотическую еду, слушать странную музыку. Сейчас время декаданса и, я бы сказал, вырождения русского народа как такового, который вдруг захотел экзотики и поэтому ему кажется, что и все должны ее хотеть. А есть целостные нации, которые очень довольны и своей культурой и теми красками, которые им дарит природа.
- Возможно, нам так хочется яркого потому, что в нашем языке красный является синонимом красивого?
- Это, действительно, свойство именно русского языка. «Rouge» по-французски - это не «beau», «red» с английского - это не «beautiful». Мне бы хотелось хорошенечко посмотреть, существует ли эта связь в языках тех народов, которые некогда завоевали Россию и которых я, к сожалению, не знаю. Я имею в виду в татарском, в монгольском, в бурятском. Возможно, в маньчжурском. Истоки скорее надо искать в этой среде, а не в европейских язвыках. А в русском, действительно, красна девица – это красавица, а красный угол – почетное место, где вешают иконы. Но подумайте о том, как талантливо большевики использовали эту любовь русского народа и изобрели красный уголок. Ведь это и есть уменьшенная версия красного угла для того, чтобы глубоко религиозная, но неграмотная нация, которая готова верить то в одного бородача, то в другого, а мы именно такие – мы всегда верим в старцев с бородой, чтобы эта нация с легкостью променяла красный угол на красный уголок и повесила там другие иконы, задрапировав плоскость стен красной тканью. Его тогда называли кумачом и он перешел даже в имена. Например, композитор Лебедев-Кумач хотел сказать, что он не просто какой-то Лебедев, а он пролетарский! Красный вошел и в географические названия, которые заставили любовь русского народа к этому цвету ассоциировать с новым режимом. Поэтому, изучая красный цвет, мы должны думать не только о его красивой символике, но и о его отвратительной стороне, символике безобразной идеологии, которая довела нашу страну до того культурного распада, в котором она находится сейчас.
- Можно ли сказать, что с этих «красных» времен в российской моде особое отношение к этому цвету, усталость от него?
- Во-первых, есть смена поколений. И если есть поколение уставших, которое связывает с красным цветом политические настроения, то это поколение сегодня не является главным потребителем ни моды, ни главным покупателем ее продуктов. Те, кто покупает, а им сейчас от 18-ти до 35-ти лет себя уже не связывают с этим периодом, они прост родились уже после него. Не надо переносить этот центр тяжести идеологии красного цвета, как одного из самых прекрасных и, подчеркну еще раз, самых ужасных цветов в нашей истории, на все. Гитлеровский флаг был тоже красного цвета, этого не надо забывать. То есть, красный цвет одинаково выбирают и дизайнеры и тираны. Он, как известно, встречается в сочетании множества государственных флагов мира: и в США есть красные полоски, и в Англии есть Union Jack, который тоже включает в себя красный цвет, и во Франции, и в Голландии... Красный цвет почитается множеством народов, интерес к этому цвету, преклонение перед ним – оно, безусловно, международное. И, говоря о России, я хотел бы добавить, что одной из главных страстей русской аристократии, в пушкинскую, например, эпоху была мебель красного дерева. Конечно, его оттенок не такой яркий, как китайский лак, но все же это дерево имеет явно выраженный красноватый оттенок. Потом не забывайте о том, что русская народная песня пела всегда «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», который считался свадебным облачением невесты.
- Ваше личное отношение к этому цвету? Скажем, в Вашем доме?
- В одном из моих домов есть красная китайская комната. Все стены обиты красным вощеным ситцем - шинцем с китайским рисунком XVIII века, там же и мебель красного лака и красная китайская посуда. Это замечательная комната и я ее очень люблю. Она очень будоражит, я нахожу ее очень сексуальной, в ней есть некая эротическая подоплека. Красный цвет ведь всегда всех возбуждает, особенно в глубоких тонах. Не случайно, что китайцы так любят красный мак, который у них конечно использовался больше для опиума, но ведь какой у него оттенок! Вы знаете, что большинсво китайских шелков были окрашены именно маковыми лепестками? Представьте, сколько мака нужн было собрать. Также у меня есть одна комната в Париже - гостинная, которая выкрашена кошенилью. Это цвет мексиканского клопа, оранжевого оттенка, который к красной гамме, конечно, тоже может быть причислен.
- Если Вы добавляете в свой гардероб красный цвет, каким это вызвано настроением?
- Это зависит от страны, где я нахожусь, от обстоятельств, но только в том случае, если мне хочется немножко оживить свое лицо. У меня есть красные украшения. Иногда бусы, иногда кольца. Я ношу сердолик, но он все-таки красно-коричневого цвета. У меня несколько красных шарфиков, но не могу сказать, что я ношу их постоянно. Красный цвет идет более темным брюнетам, он их всегда оживляет, мне лично, как шатену больше подходят коричневые и терракотовые оттенки. Хотя я прекрасно помню, как этот цвет бы популярен в Париже 80-х, когда знаменитая певица Jeanne Maas исполняла свой хит « Rouge et Noir», что значит «Красное и черное». Такое испанское сочетание, много говорящее нам о любви и смерти, о Кармен и о ее трагедии. Еще я помню, что в Лондоне у меня был, кажется в 84-м году, красный пиджак. Очень ретро, очень элегантный, я его купил в винтажном магазине у знаменитой Вивьен Вествуд. Я тогда довольно часто ходил в этом по Лондону и, мне казалось, это было очень экстравагантно. Когда позднее я работал в Сингапуре у меня был другой и красный пиджак, яркий, из панбархата. Это была тоже очень эффектная вещица. У меня бывали и красные туфли конечно, как аксессуары я это очень любил в 80-е годы. Но сегодня, когда чувствуется возвращение к моде того времени я, повторюсь, все же не вполне уверен, что вернется и красный цвет.
- Единственное, пожалуй, что мы не обсудили – это автомобили.
- Красные автомобили – это прекрасно. Они производят большой успех, это всегда довольно роскошно, особенно, если говорят о Ferrari красного цвета. Я бы сказал, что они больше предназначены для Лазурного берега, для Монте-Карло. Это все-таки автомобили, которые скорее призваны произвести эффект, чем довезти вас куда-то. Конечно, и на красном автомобиле можно доехать, но главное – это тот возглас восхощения, который вы можете услышать от глядящих на вас в открытом красном автомобиле. Это не только вызов обществу, но и желание подчеркнуть свое преимущество, свое великолепие в этой жизни. Это очень представительно.
- «Красный» в трех эпитетах от Александра Васильева.
- Я бы сказал: Кровавый. Емкий. Магический.