Деловая программа второго дня выставки Sport Casual Moscow, проходящей в Москве в бизнес- центре гостиницы «Альфа Измайлово» с 20 по 23 января, началась с мастер-класса «Опыт построения производственной системы Sportego», который провели представители руководства компании Владислав Махонин и Александр Федотов.
Многим хотелось бы узнать секрет успеха Sportego. Можно инвестировать значительные средства, наращивать объемы, однако Александр Федотов употребил термин не «производство», а «производственная система», не случайно. Система охватывает весь процесс - от момента получения заказа до его отгрузки и получения обратной связи.
Говорят, что богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто мало тратит. И в данном случае речь идет как раз не о заработках, а о сокращении трат, издержек. Как и многие инвесторы, руководство компании в свое время столкнулось с общей для нашего бизнеса бедой: дефицитом квалифицированных кадров, низкой мотивацией персонала, отсутствием корпоративной культуры, срывом сроков исполнения заказов, длинным оборотом финансового цикла, высокой долей оборотных средств в запасах и незавершенном производстве, высоких потерях на брак, неэффективным использованием производственных площадей.
Решить проблему, как ни странно, помог наш же соотечественник – А.К.Гастев – революционер, коммунист, государственный и общественный деятель, поэт, но, главное, - создатель «социальной инженерии» – науки о рациональном, организованном, производительном и красивом человеческом труде.
Работы Гастева, как можно догадаться, не были должным образом оценены соотечественниками, зато очень понравились японцам, в частности, из концерна Toyota, где и были удачно реализованы наравне с идеей конвейера Генри Форда.
Так что нашим осталось только принять их на вооружение. Что касается конвейера, то это как раз про Sportego: после проведенного ремонта, в результате которого были разрушены внутренние стены, сектора и рабочие зоны стали располагаться таким образом, что материалы находятся в непосредственной близости от рабочего места, а не далеко на складе, а само изделие непрерывно движется в процессе обработки от станка к станку.
В цехе применен принцип U-образной ячейки, позволяющий минимизировать перемещения сотрудников и обрабатываемых изделий, менять количество работников в зависимости от условий заказа, благодаря чему поддерживается равномерный ритм выполнения работ. Но это еще не все. Ремонт стал одним из элементов развития корпоративной культуры.
Взаимосвязь очевидна: в чистом помещении с хорошо организованными рабочими местами сотрудники не будут мусорить, не будут тратить время на беготню по этажам, будут видеть все, что происходит в других секторах фабрики, и по необходимости подключаться к работе коллег. Не скроешься, не пофилонишь и не отсидишься в уголке.
Более того: в цехе на мониторах видна выручка, реализация, средний срок исполнения заказа, процент сданных в срок и годных с первого предъявления заказов, выработка на одного человека.
Программа качества «stop-дефект», мотивирующая людей выявлять брак на ранних стадиях производства, позволила уровень внутреннего брака сократить в два раза. А визуальная доска производственного анализа показывает путь понимания проблемы, путей ее решения, отслеживание эффективности.
Все видно, полная открытость. И работнику, благодаря «цепочке помощи», уже не надо бежать к генеральному директору, если вопрос можно решить на уровне мастера или начальника сектора. «Социальная инженерия» в действии.
Владислав Махонин: «Наши сотрудники – это наш самый ценный актив». Визуальные улучшения в результате реконструкции – это хорошо, но с людьми еще и много работают, повышают их профессиональный и культурный уровень, позволяют проявлять инициативу, предлагать технические решения, лайфхаки.
За год поменялось 70% персонала, но исключительно по собственному желанию, никого не увольняли. Просто люди не привыкли к тому, что нужно развиваться. А из тех, кто сейчас работает, Владислав Махонин не может указать ни на одного, кого он мог бы уволить. Все на своих местах. «Стал чувствоваться командный дух. Это важно, потому что это преимущество, которое не купишь за деньги и быстро не наработаешь».
В результате выручка выросла на 17%, при этом люди стали больше зарабатывать. Что дальше? А дальше – еще одна японская классика made in Toyota: Александр Федотов уже нарисовал применительно к своей компании знаменитую диаграмму Исикавы. Посмотрим, как эта методика будет работать в Sportego.
Тему кадров, в частности, их подготовки и стандартов профессий в легпроме, продолжил круглый стол «Подготовка кадров для цифровой экономики», в котором приняли участие: президент НП «Российский союз производителей одежды» С.А. Беляева, руководитель аппарата Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта» Д.Н.Черноног, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в сфере физической культуры и спорта С.В.Бирюков, доктор технических наук, профессор Российского университета им. А.Н. Косыгина Г.П. Зарецкая, международный эксперт компетенции «Технологии моды» Союз Ворлдскиллс Россия, доцент Института медиадизайна И.Ю. Филичкина, генеральный директор ООО НПФ «Рок Пилларс» Н.Л.Наумов, технический директор ООО «Баск» А.Г.Бородин.
А во второй половине дня состоялся интереснейший и очень познавательный круглый стол-баттл на тему «Термобельё. Что это?». Основные российские производители спортивного белья обменялись своим практическим опытом и мнениями относительно того, что такое белье для спорта и работы в условиях экстрима, из чего оно должно быть сделано и вообще – стоит ли называть их продукцию «термобельем».
Фотографии предоставлены организаторами.